Как регулировать шибер на котле

Ниже приведен порядок розжига котла на твёрдом топливе с механическим регулятором тяги трёхходовым, термостатическим клапаном и тепловым аккумулятором, как указано на схеме подключения твердотопливного котла.

Подготовка котла к работе

  • Если на время простоя котловой контур и система отопления были дренированы — заполнение следует выполнить подготовленной водой с температурой не более 40°C.
  • Вода для заполнения и подпитки системы теплопотребления должна быть общей жесткостью не выше 1,5 мг-экв/дм³. Применение жесткой воды вызывает отложение накипи в системе, снижает теплотехнические параметры и вызывает разрушение теплообменника котла.
  • Проверить котёл и подключённые системы теплопотребления на прочность и плотность пробным давлением равным 1,25 от рабочего давления.
  • Давление воды в котловом контуре подключённом к закрытой системе отопления/теплоснабжения должно быть не менее 1 бара (0,1МПа).
  • Расход воды в котловом контуре должен соответствовать его мощности при разнице температур в 20°C. Циркуляционный насос должен быть включен до момента розжига котла.
  • Внутренние поверхности топки, колосники и зольник следует очистить от золы и сажи.
  • Проверить наличие тяги путем поднесения полоски бумаги к заслонке подачи воздуха.
  • Проверить открыто ли отверстие подачи воздуха в котельное помещение.
  • Проветрить котельное помещение в течении 10-15 минут.

Первый пуск и Розжиг

Внимание ! Розжиг твердотопливного котла с помощью горючих жидкостей запрещён!

1 Через загрузочную дверцу уложить на бумагу сухие мелкие щепки и открыть заслонку на дымоходе. Закрыть загрузочную дверцу и через зольниковую дверцу разжечь бумагу и щепки. Закрыть зольниковую дверцу и полностью открыть воздушную заслонку.

2 Через загрузочную дверцу на разгоревшиеся щепки наложить небольшой слой более крупного дерева. Дождаться пока крупные поленья хорошо разгорятся и доложить основное топливо ровным слоем по всей глубине топки до нижней кромки загрузочной дверцы.

При разогреве котла в нём могут конденсироваться пары из уходящих газов стекающие по внутренним стенкам топки, из-за этого может сложиться впечатление, что котёл течёт. Как только температура воды на входе в котёл превысит 60°C — конденсация прекратится.

3 Настройте механический регулятор тяги см. ниже.

4 Для предотвращения спекания угля рекомендуется сначала нагреть воду в котле дровами до температуры не менее 60°С, после чего начать загрузку угля. Постепенно и равномерно загрузить уголь в количестве, достаточном для образования слоя высотой примерно 50-60 мм, после чего прекратить загрузку на срок 15-20 минут для воспламенения топлива. После загрузки закрыть загрузочную дверцу и открыть воздушную заслонку.

Когда разгорится первый слой основного топлива (примерно 2/3 загруженного) на слой несгоревшего топлива загружается новое топливо. Для работы котла в номинальном режиме необходимо поддерживать слой топлива на трубах около 150-250 мм.

По мере прогорания топлива в котле его следует догружать также ровным слоем по всей глубине топки.

5 Если пламя горящего топлива станет тёмно-красного цвета — следует увеличить тягу открыв сильнее заслонку подачи воздуха или заслонку в дымовом канале. После того как пламя станет жёлтого цвета прикрыть заслонку подачи воздуха.

Изменяйте подачу воздуха до тех пор, пока пламя не станет соломенного цвета с оранжевыми языками. Всегда контролируйте наличие пламени в топке, огонь с выделением дыма и тлеющий огонь приводят неэффективному сжиганию топлива и образованию смолы в дымовой трубе.

6 Мощность котла в грубых пределах может быть изменена заслонкой на патрубке дымоудаления. Для увеличения температуры необходимо открыть заслонку (шибер) и установить ручку управления регулятора тяги на отметку более высокой температуры, для уменьшения — частично закрыть шибер и установить ручку управления регулятора на отметку более низкой температуры.

Также мощность котла можно регулировать загрузкой топлива, крупные куски и маленькое количество топлива дают низкую мощность, а мелкие куски с совместно с большим количеством загрузки — высокую.

7 При длительном горении колосниковые решётки следует периодически прошуровать чтобы слой спёкшейся золы не препятствовал подводу воздуха для горения.

8 Для останова котла дождитесь полного прогорания топлива или прекратите подачу воздуха в топку твердотопливного котла закрыв воздушную заслонку.

При необходимости аварийного останова твердотопливного котла, осторожно откройте загрузочную дверцу, выньте с помощью дополнительных устройств горящее топливо из топки и затушите изъятое топливо водой.

Настройка регулятора тяги твердотопливного котла

1 Нагреть котёл до температуры 80°C.

2 Установочной рукояткой на регуляторе тяги установить температуру которую показывает котловой термометр.

3 Цепочку на воздушной заслонке натянуть так, чтобы положение заслонки обеспечивало достижение котлом требуемой температуры. При этом зазор между воздушной заслонкой и корпусом котла должен изменяться в пределах от 2 до 50мм.

4 Проверить регулятор тяги на другой температуре, для этого следует изменить температуру настройки на 90°C и проверить поддержание регулятором этой температуры. При достижении температуры на выходе из котла 95°C регулятор должен закрыть воздушную заслонку до минимального зазора 2-5мм (в зависимости от рекомендаций производителя котла). Если в конструкции котла есть ограничительный винт блокирующий дальнейшее закрытие заслонки — отрегулируйте зазор с помощью него.

5 После калибровки регулятора тяги установить необходимую температуру воды на выходе из котла — рекомендуется на уровне 85°C.

Важно ! Топка твердотопливного котла с низкой температурой воды на выходе ведёт к образованию смол и может вызвать нарушение отвода дымовых газов из-за отложений сажи. Старайтесь поддерживать температуру на выходе из котла на уровне 80-90°C.

Важно ! При эксплуатации котла с температурой ниже 65°C или топке дровами с высокой влажностью также происходит конденсация паров на поверхностях нагрева. Конденсат в виде чёрной жидкости вытекает из дверцы котла.

Важно ! При полностью закрытой, заслонке подачи воздуха полного сгорания не происходит, а на поверхностях нагрева образуется смола.

Важно ! Не оставляйте загрузочную дверцу открытой во время горения топлива в топке. Чтобы избежать попадания продуктов сгорания в помещение при загрузке топлива, необходимо перед открытием загрузочной дверцы открыть шибер котла!

Для обеспечения максимально эффективной работы отопительного оборудования, в системе дымохода устанавливается специальная задвижка, задача которой изменение площади сечения дымоходного канала с целью увеличения или уменьшения тяги, а также стабилизация процесса горения в топке. Такая заслонка получила название шибер (от немецкого Schieber — «заслонка», «задвижка»).

Шибер для дымохода не является полнофункциональной задвижкой, даже в закрытом состоянии должен перекрывать дымоходный канал только на 85%. Такая особенность конструкций повышает безопасность (дымоход полностью не перекрывается, поэтому в любой ситуации угарные газы выводятся наружу).

Шиберная заслонка не монтируется с котлами, где горение поддерживается за счет поступающего приточного воздуха.

В большинстве случаев задвижка устанавливается на расстоянии не более 1 м от отопительного котла.

Изготавливается из тонкой нержавеющей стали (толщиной от 1 мм). Для удобства использования поверхность полируется, так ее проще отчищать от нагара и сажи. К тому же, гладкая поверхность не создаёт препятствий для движения воздуха.

Нержавеющая сталь обладает низким коэффициентом расширения при нагревании, что необходимо во время эксплуатации (при высоких температурах заслонка почти не изменяет толщину, а следовательно, не затрудняется ее выдвижение).

Виды шиберных задвижек для дымохода

В зависимости от конструкции шиберные заслонки могут быть:

  1. Горизонтальными выдвижными;
  2. Поворотными.

Выдвижная модель, представляет собой металлический лист, который располагается в корпусе щелевого канала. Напоминает стандартную заслонку, но при этом имеет ряд преимуществ:

  • Чугун, из которого изготавливается выдвижной шибер для дымохода, отличается устойчивостью к высоким температурам (возможен прогрев до 900°C);
  • Используемые материалы обладают антикоррозийными свойствами;
  • Конструкция отвечает требованиям пожарной безопасности, т.к. даже при закрытом шибере не прекращается вывод газов наружу.

Эффективно применение выдвижных заслонок, в печах и котлах, работающих на твердом топливе. Использование данной модели шибера в газовых котлах или использующих жидкое топливо возможно, при этом устройство не будет регулировать процесс горения (в данном типе котлов горение увеличивается/уменьшается за счет подачи топлива), но будет защищать от проникновения внешних осадков.

На поворотном шибере (дросселе) пластина крепится на оси, и за счет ее проворачивания изменяется объем проходящего по трубе потока. Однако контроль за этим объемом затруднен и чаще всего сводится к положению открыто/закрыто. Еще одна проблема данного вида заслонок – непрочные сварочные швы, которые часто отгорают.

Среди строителей отношение к необходимости установки шибера для дымохода – неоднозначно. Конечно, существуют другие способы отрегулировать процесс горения и тягу, но однозначно — использование шибера позволяет уменьшить теплопотери и не дает печи полностью остыть между растопками. Плюсы налицо, а использовать ли это приспособление, решается в каждом конкретном случае в зависимости от желания пользователя и условий эксплуатации печи или котла.

Видео

Процесс горения твердого топлива это сложный и высоко инерционный процесс, а поэтому очень трудно поддается регулировке. Однако, пусть грубо, но данный процесс можно контролировать, путем дозирования количества воздуха, подаваемого в камеру сгорания.

Регулировка температуры твердотопливного котла осуществляется путем изменения подачи воздуха в камеру сгорания котла. Существует два способа такой регулировки:

  • с помощью заслонки и термостатического регулятора тяги;
  • с использованием вентилятора и автоматики (контроллера) плавно меняет его обороты.

Оба способа имеют право на жизнь, однако первый случай более дешевый, а второй дает возможность достичь высокой точности регулирования.

Регулирование с помощью заслонки подачи воздуха – это вариант пассивного регулирования мощности. В этом случае воздух в камеру сгорания попадает за счет тяги (разрежения), которую создает дымоход.

Данный способ предполагает наличие в котле заслонки подачи воздуха. Данная заслонка может быть расположена на нижней дверце котла или в задней его части. Кроме заслонки, в котле должно быть место с внутренней резьбой, куда вкручивается термостатический регулятор тяги.

Регулятор тяги с помощью цепочки соединяется с заслонкой подачи воздуха. Работает данная система следующим образом – когда температура воды в котле приближается к заданной на регуляторе тяги температуре, стержень чувствительного элемента регулятора удлиняется на величину, достаточную для прикрытия заслонки в пределах ее рабочего диапазона.

Однако эффективность данного способа управления заслонкой не может быть высокой, а регулятор не обеспечивает высокую точность регулирования. Так как процесс зависит от многих физических факторов, к примеру не каждый механический регулятор тяги может полноценно “поднимать” тяжелую чугунную заслонку и т. п., поэтому достичь точности и скорости регулирования такой системой практически невозможно. Основными преимуществами данного способа является низкая себестоимость системы и ее энергонезависимость (не требуется подключения электричества).

Практические рекомендации по настройке температуры твердотопливного котла при помощи термомеханического регулятора тяги

Для начала необходимо полностью открыть заслонку подачи воздуха (поддувало), растопить котел и дождаться, чтобы на термометре котла температура достигла 60 °С. После этого необходимо выставить щель заслонки подачи воздуха около 1-2мм при помощи регулировочного винта.

Далее выставляем на регуляторе тяги температуру 60 °С – либо по белой шкале, либо по красной – в зависимости от монтажного положения регулятора и натягиваем цепочку до момента, когда она перестанет провисать (с минимальной натяжкой). Теперь следует поэкспериментировать с температурой на ручке регулятора и температурой, которую поддерживает котел. По результатам тестов корректируем длину цепочки.

Как видим данный способ регулировка подачи воздуха имеет возможность более точно обеспечить заданную температуру теплоносителя в твердотопливном котле. Однако, при достаточной герметизации дверцы подачи воздуха и поддувала, данная система автоматики может привести к затуханию котла в режиме отсутствия электропитания, потому что на вентиляторе смонтирован гравитационный клапан подачи воздуха, когда вентилятор не работает, клапан не позволяет подать воздух в камеру сгорания.

Оцените статью
Добавить комментарий