Владельцы старых автомобилей часто спрашивают, как сделать мультируль своими руками. Такого нет на старых авто и даже на новых недорогих иностранных автомобилях. Однако это удобное приспособление для руля. Многие водители даже не знают, зачем нужен мультируль. Разберемся, для чего делают такой интересный руль, и как сделать мультируль своими руками. Он отличается от простого руля управляющими кнопками для разных систем. Обычно на мультируль подключают управление магнитолой, круиз-контролем, климатической системой.
Виды рулей
Существует два вида:
- С клавишами в центре руля.
- С расположенными на ободе кнопками.
Это базовые варианты устройства. Чтобы знать, как сделать мультируль, нужно решить, что вы хотите получить. Необходим подходящее рулевое колесо для модернизации. Решите для себя, что вы будете подключать к мультирулю. Чем больше систем будет подключено, тем труднее придется изготавливать панель.
Кнопки в середине
Неплохим вариантом будет мульти руль с управляющей панелью в центре. Такое расположение удобно для управления, и не портит вид. Для данной компоновки нужно выбрать рулевое колесо, которое по диаметру похож на стандартное рулевое колесо для вашего автомобиля. На нем должна быть панель управления.
Такая переделка руля выполняется в следующем порядке:
- Из баранки вашего автомобиля вырежьте панель вместе со шлицами. Для этого подойдет отрезная машинка – болгарка.
- Во второй баранке, которую вы приготовили, сделайте такую же операцию.
- Теперь нужно шлицевую часть от родной баранки закрепить в новом руле с панелью управления. Подогнать и закрепить шлицевую часть нелегко. Для этого придется постараться.
- Обычно в заводских мультирулях установлена подушка безопасности. Но в вашем случае установить ее вы уже не сможете. Поэтому положите вместо подушки пенопласт. Для уплотнения стыков рекомендуется применить клей Поксипол.
- Готовый механизм нужно покрыть специальной шпаклевкой. Можно обтянуть подходящим материалом, например, кожей.
На этом можно считать корпус мультируля готовым. Кожа берется любая, которая у вас есть, подходящая по цвету и прочности. Пенопласт можно не класть, а использовать другой материал.
Как сделать мультируль — электронная начинка
Подключение к магнитоле довольно простое. Потребуется магнитола, снабженная пультом управления. Пульт надо разобрать, а клавиши мультируля подключить к кнопкам пульта. Электропроводку придется изменить. Новый жгут проводов надо сделать из тонких проводников. Пульт от магнитолы нужно аккуратно зафиксировать с обратной стороны.
Чтобы система работала надежно, количество инфракрасных диодов нужно увеличить до 5 штук. Их располагают по периметру руля на равном расстоянии. Такая переделка руля дает возможность гарантировать срабатывание системы руля в любом положении. Чтобы кнопки светились, подключите их к плюсовому проводу сигнала.
Как установить кнопки на руль
Кнопки управления на руль размещают не на ободе, а на радиусной планке. Это будет удобно, чтобы не тянуться пальцами далеко. Такую переделку руля можно выполнить на обычном руле, его не потребуется снимать.
Процедура выполняется в порядке:
- Разберите пульт от магнитолы, аккуратно, не испортив плату.
- Прорежьте отверстия для кнопок в накладке. Кнопки мультируля можно взять от любого подходящего устройства. Например, от радиоприемника или музыкального центра.
- Накладку декорируйте цветной наклейкой для более приличного вида.
- Установите кнопки на плату. Закрепите ее к накладке с помощью клея. Рядом расположите батарейку питания, чтобы клавиши могли функционировать.
- По периметру обода расположите 4 светодиода, и подключите их к плате управления.
- Установите на место готовую накладку и проверьте работу всей системы. Если все собрано верно, то проблем не будет.
Заключение специалиста
Сегодня в автомобильных магазинах можно найти разные конструкции рулей с кнопками управления. Можно купить мультируль практически для любого автомобиля. Высокая стоимость такой переделки руля заставляет водителей научиться тому, как сделать мультируль своими руками.
Такая переделка руля обойдется недорого. Это зависит от аккуратности работы своими руками. Тем более, что самостоятельно изготовленный мультируль на автомобиль Лада может быть оригинальным. Существует много вариантов таких «мульти» рулей. Поделитесь с нами своей конструкцией, если вы уже делали это на своей машине.
Всем доброго времени суток.
Решил поделиться со всеми своей работой.
Можно сделать на любом руле, главное чтобы руки из того места росли… я для примера взял штатный руль ВАЗ 2107. На все работы ушло около 4х часов, при том что делается это впервые и не обдумываясь заранее.
Управлять магнитолой с руля примерно в 100 раз удобнее чем с панели магнитолы, поэтому результатом доволен очень очень.
Начнем:
Для начало я примерил где на руле хочу видеть кнопки и где есть место для расположения платы с кнопками. Обычным канцелярским ножом срезал небольшой слой с руля — это и есть будущие кнопки:
В качестве пластин жесткости можно использовать любой тонкий лист метала (я использовал от обертки батарейки КРОНА 9В)
затем изготовил плату с кнопками. У меня получилось по 4 кнопки на сторону, кнопки я вщял от старой панели магнитолы — хорошо паяются и бесплатно, можно взять какие угодно кнопки
Поскольку кнопок мало, травить плату займет много времени, поэтому просто ножом разделил медную фольгу на текстолите:
Всё. Предыстория закончилась 🙂 Там в записи и в коментах вобщем-то всё написано.
Как всегда в таких случаях мозг старается идти по пути наименьшего сопротивления и решить задачу максимально не напряжно для себя. На этом и прокололся при первой попытке сделать мультируль.
Буду писать подробно, в нескольких частях… А вдруг кому пригодится?
Итак, исходные данные:
— магнитола LG (хз какой модели, не помню, да и не важно) CD/mp3/FM без намёков на USB разъём или пульт дистанционного управления.
— руль, самый обыкновенный, не родной, но тех же годов что и машина. Большой плюс руля — широкие перепонки между ободом и центральной частью, сделаные из металла, залитого толстым слоем мягкого матриала, собствено являющегося поверхностью руля.
— необходимо управление как минимум пятью функциями магнитоллы (громкость тише/громче, трек вперёд/назад, режим CD/FM)
— огромное желание управлять магнитолой с руля =)
— минимум средств.
В связи с вышеизложенными исходными данными необходимо решить три ключевые проблемы:
1. Как расположить кнопки на руле, не испоганив (ну или хотя бы не сильно испоганив) внешний вид.
2. Каким образом подключится к магнитолле, не внося в её конструкцию глобальных изменений и не лишая её функциональности.
3. Самое главное и сложное: как передать сигнал от кнопок на руле к магнитолле.
Пойдём по порядку. Не мудрствуя лукаво, накладки для кнопок я решил взять от старого телевизионного пульта:
А конкретно вот эту часть (крест):
Ну а роль замыкающих контактов должны играть мембранные кнопки:
Выглядеть это должно было следующим образом: в нижней перепонке руля я аккуратно высверливаю пять отверстий, расположенных крестом, как на пульте, в которые аккурат должны стать 5 мембранных кнопочек, а сверху эти кнопочки закрываю накладочками, вырезаными из крестовой части резинки пульта. Провода от кнопок аккуратно выводятся сквозь мягкий материал перепонки в центральную часть руля, под кнопкой сигнала, там места предостаточно.
Не обращайте внимания на слишком широкое центральное отверстие, о нём позже.
Таковым было тогдашнее решение первой проблемы.
Теперь о магнитолке. Как я уже писал, меня интересовали 5 функций: громкость тише, громкость
выше, трек вперёд, трек назад, режим CD/FM (одна кнопка). Самый простой способ добраться до этих функций — припаяться к контактам кнопок на голове магнитоллы, запаралелив кнопки магнитоллы и кнопки руля.
Но здесь есть одно но. Голова то у магнитоллы съемная, и хоть я редко её снимаю, всё же случается, да и не хотелось бы чтобы провода торчали прямо из передней панели лялякалки. После раздумий решил сделать аккуратный разъем на обратной стороне головы, провода из которого уходили бы сквозь корпус магнитоллы и выходили на задней её панели, там, где подключаются разъемы динамиков и питания.
Не долго думая я разобрал голову моей балалайке отыскал нужные мне кнопки и… столкнулся с прошлёпаной мною раньше проблеммой.
А куда же без этого. А проблема заключалась в том, что регулировка громкости в магнитолле производится с помощью энкодера, а не кнопок. Сейчас в принципе они стоят везде: магнитоллы, муз. центры, даже колёсико у компьютерной мышки является энкодером. Для тех, кто не в курсе: энкодер представляет собою устройство, выдающее комбинацию импульсов в зависимости от направления его вращения. Имеет три ножки-контакта (один из которых общий — вход), а так же встроенную кнопку. Если сверху надавить на регулятор нажимается эта кнопка (похоже на колёсико от мышки, которое можно вращать, а можно на него нажать). Итого пять контактов: три на энкодер и два на кнопку.
Принцип работы энкодера заключается в следующем:
Как видно с картинки, при повороте энкодера на один щелчок вправо сначала замыкаются между собою контакт А и общий, после чего замыкается ещё и котакт В и общий. Затем первым размыкаются снова контакт А и общий, и наконец контакт В и общий. Повторюсь, это всё происходит за поворот энкодера всего на один щелчок.
При повороте же его влево всё происходит наоборот: первыми замыкаются котакты В и общий, затем А и общий, ну и в таком же порядке размыкаются.
Таким образом контроллер магнитоллы, анализируя какой из контактов когда замкнулся и разомкнулся всегда может определить в какую сторону вы вращаете регулятор громкости.
Вот здесь и проблемма. Вручную, кнопками, такую последовательность импульсов хрен создашь, да и нафик оно нужно?
Посему, не заморачиваясь особо я решил ставить в руль такой же энкодер как и на магнитолле =) Потому и дырка такая здоровенная на фотке выше. Туда планировался регулятор громкости. Теперь ввиду того, что громкость переехала из кнопок на регулятор, освободились две кнопки, плюс добавилась кнопка на энкодере. Ну чтож, не страшно, значит больше функций можно будет уместить на руль.
Взял такие: трек вперёд, трек назад, FM/CD, Play/Pause и On/Off (включение магнитоллы).
На заднем плане видно разобранную голову от магнитоллы с проводами.
Так вот. Решив эту непредвиденную проблему наилегчайшим способом закончил задуманное с магнитоллой и доделал таки разъем на задней его части.
Кстати, магнитолла — это единственная из "трёх ключевых проблем", которую мне удалось решить сразу и не возвращаться к ней и по сей день.
В итоге вышло вот так (сорри за качество):
Таким образом я могу легко снять при необходимости голову и одеть её обратоно. Поскольку у всех кнопок по схеме один из контактов общий (0 Вольт), включая и энкодер, мне понадобилось 8 штырьков: 5 кнопок, 1 общий и 2 на энкодере (контакт А и котакт В).
Ну и, наконец, решение третьей проблемы. Мне оно казалось тогда самым простым. Вывожу проводки от кнопок руля под фафакалку, делаю там разъёмы аналогичные магнитолле, а потом провод с ответыми разъемами кидаю от руля к уже готовому разъёму магнитоллы. Конечно я учитывал то, что руль нужно будет крутить, запас провода сделал и закрутил его спиралькой, нагрев предварительно и… конено же нихрена у меня не получилось 🙂
Может если бы трезво подумал тогда, то и так бы понял что нифига не выйдет, но очень уж я загорелся идеей поскорее сдлать мультируль.
При повороте руля провод естественно наматывался на ось руля. Но это полбеды, запас то есть. Но я не учёл ещё одного фактора, сразу под рулём располагается скользящий контакт сигнала. Медная ножка на рулевой колонке постоянно прижимается к рулю, на котором сделана по кругу медная дорожка. Таким образом как не крути руль, контакт сохраняется. Кстати говоря, именно таким образом устроены все соверменные мультирули, только скользящих контактов там больше. Так вот, когда я начинал поворачивать руль, провод наматывался как раз в том месте где эта ножка стоит. Чем сильнее я поворачиваю руль тем сильнее затягивается провод, сдвигая эту ножку и коротит её на корпус (минус).
И что вы думаете получается? =) Правильно! Протяжное такое ФААААААААААААААААААААААААА!
Начинаешь с перепугу крутить руль в обратную сторону, а ножка зацепилась за корпус и назад не отпрыгивает, гудок орёт не своим голосом, а я как идиот лажу за рулём пытаясь эту ножку вернуть на место %)))
Слава богу делалось это всё во дворе в частном секторе, а не где-то посреди дороги…
Вот такие были мои первые шаги к созданию мультируля. По сути здесь больше о том, как делать не стоит =) После первой неудачи забросил я это дело довольно надолго, потом капиталка пришла, было не до того. Но всё же я своего добился. Но об этом уже в следующей части.
Честь и хвала, а так же огромное спасибо тем, кто умудрился всё прочитать!