Какие бывают игрушки из глины

Игрушки из глины в русских народных ремёслах и промыслах

Древняя история

История глиняной игрушки на территории России начинается задолго до нашей эры.

Чернышинская игрушка. Русский музей Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Древнейшие игрушки обнаружены археологами среди предметов, относящихся ко II тысячелетию до н.э., среди них, кроме глиняных топориков и посуды, были и погремушки.

Славянские находки

В славянских погребениях VI–VIII веков обнаружены глиняные коньки и погремушки, а в X–XII веках — разнообразные свистульки (птицы, коньки, бараны), погремушки, обломки глиняных человеческих фигур.

Хлудневская игрушка. XX век Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

География находок: Киев, Новгород, Рязань, Москвы, Дмитров, Коломна, Зарайск — древние русские города.

Кожлянская игрушка. Нач. XX века Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Эти древние игрушки были вылеплены из глины, обожжены, некоторые раскрашены и расписаны.

Средневековый период

В ходе археологических работ 1940–1950-х годов в Зарядье и на территории бывшей Гончарной слободы в Москве были обнаружены сотни игрушек XIV–XVII веков — не только обломков и фрагментов, но и целых экземпляров художественного качества, что говорит о мастерстве московских игрушечников того времени.

Абашевская игрушка. XX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Сюжеты

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов: женские фигуры, кони, птицы, всадники, бараны, собаки, олени, медведи, шары-погремушки.

Каргопольская игрушка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Ремёсла и промыслы

Изначально глиняные игрушки были сопутствующим товаром гончаров, основной деятельностью которых было производство глиняной посуды. Игрушки же они делали «для привлечения покупателя, да детишкам на потеху».

Дымковская игрушка. Музей «Забавушка» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В более поздние периоды, особенно в XX в., в связи с появлением спроса и развитием рынка сбыта в отдельных регионах появились и чисто игрушечные промыслы.

Филимоновская игрушка. XX век Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Возрождение

Многие виды глиняной игрушки были по разным причинам утрачены в XX в. Сегодня их восстановили и восстанавливают отдельные мастера-энтузиасты, которые в каждом отдельном случае проделали огромную работу по возвращению традиционных образов фигурок и технологий.

Хлудневская игрушка в магазине Русские ремёсла Магазин Русские ремёсла, CC BY-SA 3.0

Для этого они потратили много времени в библиотеках, музеях, поездках по региону промысла, беседах со старожилами, потомками игрушечников, выясняя детали и секреты ушедшего мастерства. Солецкая игрушка, например, артефакты которой можно сосчитать на одной руке, восстанавливалась со слов тех, кто её когда-то видел. Им показывали образец, спрашивали, что не так, после подпровляли под словесное описание.

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна — мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Глиняные игрушки являются частью народных ремесел с древних времен. Первоначально изделия являлись сопутствующей продукцией гончаров, изготавливающих наборы посуды. Игрушки же создавались для поддержания спроса на товар, украшения витрин на ярмарках и детских развлечений. Позднее сформировались игрушечные промыслы.

В России популярны игрушки дымковские, каргопольские, филимоновские, абашевские, романовские и т.д. Изделия отличаются качеством глины, формой, оттенками росписи, видами рисунков и т.д. Особенности производства игрушек сохранились и используются в мастер-классах для детей, создании сувенирной, декоративной продукции.

История создания

Древние игрушки из глины в форме животных и скульптур были найдены на острове Крит в Греции, Египте и т.д. Изделия, обнаруженные во время изучения городищ и курганов, свидетельствуют о большой истории промысла. Поделки создавались гончарами в качестве сопутствующих элементов при оформлении посуды и предметов быта. Позже подготовка игрушек стала отдельным ремеслом, фигуры создавались на продажу на ярмарки и предлагались в качестве украшений для помещений, детских игр и т.д.

В России первые глиняные статуэтки найдены в археологических раскопках эпохи бронзы (2 тыс. лет до н.э.). Изделия представлены уменьшенными копиями тарелок, кружек, в виде музыкальных инструментов (свистки), в форме символичных птиц, животных. Изготавливались поделки методом простой лепки, затем обжигались, украшались глазурью либо натуральными красителями.

История глиняной игрушки в России свидетельствует о популяризации декоративного промысла в XVII-XVIII вв. Распространение получили фигуры оленей, лошадей, лис, стали популярны птицы, силуэты людей разных сословий (военные, крестьяне, дворяне).

Создание глиняных поделок связано и с другими ремеслами. В формировании дизайна изделий стали применяться приемы гравировки, художественной росписи. Традиционная глиняная игрушка оформляется с использованием мотивов орнаментов, техник декорирования (резьба, гравировка), заимствованных из каменных, деревянных скульптур и дизайна помещений.

Разновидности поделок

Виды глиняных игрушек различаются в соответствии с особенностями региона. Центры по созданию оригинальной декоративной продукции сформировались в населенных пунктах с месторождениями глины (Дымково, Абашево, Филимоново и т.д.). Гончаров отличает технология лепки, стиль росписи, формы, габариты, комбинации оттенков, приемы декорирования.

Характеристики оформления и правила изготовления зависят также от качеств исходного глиняного сырья в территориальном образовании. Важна плотность, жирность, цветовая гамма, пластичные качества материалов. Старинные изделия расписывались растительными узорами, геометрическими орнаментами, а статуэтки создавались в форме одиночных фигур и сюжетных постановок. Какие бывают глиняные игрушки, необходимо учитывать при выборе техники декорирования и росписи.

Дымковские поделки

Особенности дымковских изделий (поделок и посуды) начали формироваться XV в. в поселении Дымково Вологодской области. Поделки отличаются наличием полого объема внутри и изображают юношей, девушек в нарядных платьях, декоративные вариации животных (лошадей, медведей), птиц и т.д.

После обжига изделия покрывали составом из мела и молока; высохшие игрушки расписывали красителями. Сформировались правила декорирования скульптур. Это геометрические рисунки с использованием зигзагов, окружностей, прямых и изогнутых линий, клеток и т.д. Цветовая гамма изделий — контрастная, в оформлении используются комбинации темно-синего, изумрудного, желтого, светло-голубого, черного, белого, ярко-розового оттенков. В декорировании применяются элементы позолоты.

При современном изготовлении глиняная игрушка (презентация) оформляется с помощью гуаши, а в фабричном производстве применяются темперные красители.

Скопинская керамика

Сформировались декоративные глиняные изделия и в г. Скопине (Рязанская обл.), т.к. в местности были открыты глиняные месторождения с неглубоким залеганием полезных ископаемых. Декоративные поделки и наборы посуды здесь начали изготавливать в период Киевской Руси.

Старинные игрушки из глины отличаются лаконичностью форм. В изделиях воспроизводят сказочных персонажей, упрощенные изображения животных и т.д. Глиняные поделки расписываются цветной глазурью (зеленой либо желтой). Обработка составов позволяет получать широкую гамму оттенков насыщенно-коричневых и соломенных. В некоторых изделиях применяется техника дымчатого тонирования (задымления).

Каргопольская игрушка

Декор каргопольских поделок сложился в г. Каргополь и расположенных поблизости поселениях. Игрушки отличаются характерным архаичным стилем оформления, росписи, типажа скульптур. Выбеленные фигуры из глиняной массы декорируются орнаментами с небольшим количеством элементов. Рисунок выполняется с использованием штрихов, ровных либо перекрещенных линий, небольших окружностей и т.д.

В цветовой гамме оформления скульптур применяются насыщенный зеленый, бежевый, черный, красный, терракотовый, светло-синий оттенки. Некоторые изделия дополняют штрихами серебряной и золотистой красок. Сюжеты росписи и форм представлены животными и фигурами людей. Сцены повествуют о деревенском быте либо фрагментах народных сказок.

Филимоновская игрушка

История филимоновских поделок начала формироваться в первой половине XVI в. на территории Тульской области (д. Филимоново). Местное глиняное сырье после обжига приобретает светлый красно-коричневый оттенок. Изготовлением игрушек занимались первоначально жены мастеров и младшие члены семьи.

В числе главных категорий филимоновских изделий фигуры людей разных сословий и статусов (военные, барыни, гармонисты, наездники). Скульптуры животного мира представлены глиняными собаками, кошками, лошадьми и т.д. Популярны декоративные птицы (петухи, павлины, утки). В XX в. к традиционным одиночным фигурам добавились сюжетные постановки (дамы за чаепитием, дети на качелях, встреча на лавочке, запряженная повозка лошадей и т.д.).

Сформировалась стилистика изделий с вытянутыми пропорциями тел, использованием геометрических орнаментов. Декоративные элементы представлены узкими и широкими полосами, решетками, елочками, окружностями. Узор наносится на желтый либо белоснежный фон, линии выполняются оттенками красного и зеленого цветов. Скульптуры расписывают анилиновыми красками, покрывают лаком.

Абашевская игрушка

Дизайн абашевских поделок сформировался в XIX вв. в с. Абашево, которое стало ведущим центром гончаров в стране. Изделия отличаются пластической выразительностью, сатирическими характеристиками некоторых моделей, фантазийными изображениями. Традиционные виды изделий выполняются в виде скульптур животных, военных, дам, наездников и т.д. Сформировались декоративные приемы придания сказочного облика персонажам.

Первоначально поделки были однотонными, со временем изделия стали покрывать яркой эмалью (желтой, синей, красной и т.д.). К XIX в. в изделия стали добавлять мазки серебрянки либо бронзы. Часть элементов игрушек оставляют неокрашенными; цель такого дизайна в создании контраста между необработанной поверхностью глины и лакированной. Популярны свистульки в виде животных со сложным дизайном.

Хлудневская игрушка

К распространенным видам старинных изделий относится хлудневская игрушка. Дизайн и техники росписи сформированы в д. Хлуднево. Промысел развивается с XVI в. В работе используется местное сырье, из которого помимо посуды создавались скульптуры, свистульки и т.д. В оформлении игрушек используются фантазийные изображения птиц, людей и т.д. В некоторых поделках воплощается несколько сюжетов. Изделия отличаются грубоватостью лепки, простотой элементов росписи, фоновый цвет поделок — бело-розовый.

Игрушки из глины различаются техникой росписи, которая выполняется на изделии частично, подчеркивая грубоватую фактуру глины. Популярные техники орнаментов на поделках представлены ромбами, окружностями, линиями. Рисунки выполняются зелеными, розовыми, красными красками на светлом фоне.

Романовская игрушка

Романовские поделки сформировались в Липецкой области (с. Романово). В территориальном образовании несколько видов глин. Для создания свистулек применяется темное и более прочное сырье, которое после обжига становится долговечным. Цветовая гамма поделок сочетает черный и белый цвета, оттенки желтого и красного.

Романовские свистульки отличаются наличием большого количества проемов. Цель сложного оформления заключается в обеспечении мелодичного звучания. Декорируются изделия насечками, гравировкой, накладными элементами. Игрушки воплощают сюжеты езды всадников, прогулок на санях и т.д.

Как изготовить: пошаговый мастер-класс

Традиции изготовления игрушек народного промысла были утрачены в XX в. и впоследствии восстановлены историками из архивных музейных источников, воспоминаний жителей сел и деревень. Обучение изготовлению простых поделок доступно и детям. Презентация на тему «Глиняная игрушка» позволяет освоить основы народного промысла. Создать декоративную свистульку можно в форме животного, птицы, куклы и т.д.

Потребуется заготовить глину средней жидкости и емкости с водой. В качестве инструментов для изготовления традиционной игрушки потребуются подставки либо подкладная доска (из пластмассы либо древесины), трубки, иглы, штампики, муфельная печь. Диаметр трубок для выполнения разных отверстий должен быть маленький (до 4 мм) и большой (до 10 мм).

Работы по изготовлению игрушки в форме птицы-свистульки начинаются со скатывания шарика из пластичного сырья. Слишком влажный материал рекомендуют сминать непродолжительное время. Глину, которая растрескивается, необходимо увлажнить.

Круг требуется скатать в плоскую окружность, оставляя в центре изделия свободное пространство. Края сминаются, изделию придается форма птицы. Необходимо сформировать хвост, лапы, голову. Мелкие детали лепятся аккуратно.

Из плотного валика требуется нарезать 7 окружностей диаметром в 1 см. По 3 листа складываются со сдвигом на полкруга и прикрепляются к туловищу птицы справа и слева, формируя крылья. Оставшаяся окружность крепится к голове для создания гребня. Декорирование изделия выполняется нанесением на мягкий материал резного орнамента.

С какой целью создавались глиняные игрушки, необходимо учитывать при выборе назначения изделия. Это может быть свистулька либо декоративная игрушка. Для создания звучащего изделия в нижней части глиняной птицы выполняются отверстия прямоугольной формы. Дополнить игрушку можно отверстиями по бокам для формирования сложного звучания.

Изделие необходимо высушить, затем обжечь в муфельной печи и расписать в соответствии с видом техники декорирования (романовским, филимоновским, абашевским и т.д.).

Оцените статью
Добавить комментарий