Какие первоочередные действия необходимо предпринять потерпевшим

Урок 1
Основные причины вынужденного автономного существования

Первоочередные действия потерпевших бедствие

Современная цивилизация, техническая революция окружили человека определенным комфортом. Появление современных конструкций кораблей, самолетов, автомобилей, создание эффективных средств радиосвязи, телевидения и бытовой техники изменили его жизнь, отучили жить среди дикой природы. Нередко случается так, что человек оказывается вырванным из привычного образа жизни (схема 1).

Представьте, что это происходит в безлюдной местности, в океане, пустыне, непроходимом лесу, тундре. В этом случае моментально возникает проблема автономного существования (выживания) в природных условиях.

Что же такое выживание и автономное существование?

Выживание — активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

Автономное существование — нахождение человека в определенных, часто сложных, условиях изолированности, когда ограничена или исключена вероятность помощи и возможность использования технических и других достижений.

Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, — настрой человека на выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми и обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать.

Экстремальная ситуация обычно возникает внезапно, и ее развитие не всегда можно предсказать. Поэтому порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки.

Опыт многих людей, побывавших в экстремальных ситуациях, позволил определить общий порядок первоочередных действий потерпевших бедствие (схема 2).

После выхода из опасной ситуации, непосредственно угрожающей жизни, необходимо решить, что делать: ждать помощи на месте или попытаться добраться до ближайшего населенного пункта.

Решение оставаться на месте аварии принимают в тех случаях, когда:

• сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;
• место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т. п.);
• место расположения ближайшего населенного пункта и расстояние до него неизвестны;
• большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм.

Приняв решение оставаться на месте аварии, необходимо придерживаться основных правил безопасного поведения, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей.

Решение об уходе с места аварии принимают, если:

• точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико, состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;
• возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т. п.;
• люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;
• в течение трех суток нет связи и помощи.

На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т. п.

Вопросы и задания

1. Назовите основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях.

2. Приведите примеры (из жизни, книг или фильмов) выживания людей в природной среде. Какие качества помогают выжить людям, попавшим в беду?

3. Какие первоочередные действия необходимо предпринять потерпевшим бедствие в безлюдной местности?

4. В каких случаях принимают решение оставаться на месте аварии?

5. В каких случаях принимают решение об уходе с места аварии?

Задание 1

Из перечисленных ниже причин выберите те, которые могут привести к вынужденному автономному существованию в природных условиях:

а) потеря части продуктов питания;
б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут;
в) потеря ориентировки на местности во время похода;
г) потеря компаса;
д) авария транспортных средств в условиях природной среды;
е) крупный лесной пожар;
ж) отсутствие средств связи.

Задание 2

К факторам выживания в условиях вынужденного автономного существования относятся: личностные факторы, психологические факторы, материальные факторы, природные факторы. В приведенной цепочке есть липшее звено. Найдите его.

Задание 3

Порядок действий в различных аварийных ситуациях в условиях природной среды не одинаков и зависит от конкретной обстановки. Из приведенных ниже случаев выберите те, в которых командир группы должен принять решение об уходе с места аварии:

а) группа не может быть обнаружена спасателями из-за окружающей ее густой растительности;
б) направление на ближайший населенный пункт и его удаление неизвестны;
в) место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая;
г) в течение трех суток нет связи и помощи;
д) возникла непосредственная угроза жизни людей;
е) сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;
ж) точно известно местонахождение населенного пункта, а состояние здоровья людей позволяет преодолеть расстояние до него.

Материал к уроку по теме "Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования"

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_1_1.docx236.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1 «Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования.

Учебные вопросы.
1. Основные причины вынужденного автономного существования.
2. Первоочередные действия потерпевших бедствие.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны:
а) знать причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие;
б) овладеть навыками безопасного поведения в случае аварии транспортных средств.

Методы и приемы преподавания:

Рассказ с использованием учебника, примеры из жизни об автономном выживании людей на природе, пояснение причин вынужденного автономного существования с использованием схемы на странице учебника.

Вопросы и ответы, обсуждение-дискуссия, пояснение с использованием наглядных пособий.

«Мозговая атака» по информации учителя о ситуации потерпевших бедствие при аварии транспортных средств, вопросы и ответы. Ролевая жизнь (две ситуации: уход от места аварии и ожидание помощи на месте аварии).

Изучение нового материала

1. Основные причины вынужденного автономного существования.

2. Первоочередные действия потерпевших бедствие.

3. Решение об уходе с места аварии или ожидании помощи в районе бедствия.

1. Понятие о выживании и автономном существовании, их примеры.

2. Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях: чрезвычайные, экстремальные и аварийные ситуации (стихийные бедствия, резкие изменения погодных условий, потеря ориентировки, аварии на транспорте) в условиях природной среды.

3. Условия, определяющие успех выживания.

4. Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств.

5. Основные правила принятия решения ожидать помощь на месте аварии.

6. Основные правила принятия решения об уходе с места аварии.

1. Отработка практических действий потерпевших бедствие при условной аварии транспортного средства (машина, речное судно, самолет).

2. Отработка действий на месте аварии до прибытия помощи.

3. Отработка действий при уходе с места аварии.

Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие

Современная цивилизация, техническая революция окружили человека определенным комфортом. Появление современных конструкций кораблей, самолетов, автомобилей, создание эффективных средств радиосвязи, телевидения и бытовой техники изменили его жизнь, отучили жить среди дикой природы. Но нередко случается так, что человек оказывается вырванным из привычного образа жизни. Представьте, что это происходит в безлюдной местности, в океане, пустыне, непроходимом лесу или тундре. В этом случае у него моментально возникает проблема автономного существования (выживания) в природных условиях.

Что же такое выживание и автономное существование?

Выживание — активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

Автономное существование — нахождение человека в определенных, часто сложных, природных или других условиях изолированности, когда ограничена или исключена вероятность помощи от людей и возможность использования технических и других достижений.

Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, — настрой человека на выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми и обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать .

Аварийная ситуация обычно возникает внезапно, и ее развитие не всегда можно предсказать. Поэтому порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки.

Опыт многих людей, побывавших в экстремальных ситуациях, связанных с авариями транспортных средств (самолета, поезда, автотранспорта и др.), позволил определить общую схему первоочередных действий потерпевших бедствие.

Что надо сделать в первую очередь, если вы потерпели бедствие при аварии транспортных средств:

  • перебраться самим и помочь перебраться пострадавшим в безопасное место;
  • покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;
  • оказать пострадавшим первую медицинскую помощь;
  • сориентироваться на местности и уточнить свое местонахождение;
  • при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.

После выхода из опасной ситуации, непосредственно угрожающей жизни, необходимо решить, что делать: ждать помощи на месте или попытаться добраться до ближайшего населенного пункта.

Решение оставаться на месте аварии принимают в тех случаях, когда:

• сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

• место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т. п.);

• направление на ближайший населенный пункт и расстояние до него неизвестны;

• большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм.

Приняв решение оставаться на месте аварии, необходимо придерживаться основных правил безопасного поведения, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей.

Решение об уходе с места аварии принимают, если:

• точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;

• возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т. п.;

• люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;

• в течение трех суток нет связи и помощи.

На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т. п.

Домашнее задание. Раздел I, глава 1, тема 1.1, задания 1, 2, 3.

• самостоятельно составить схему последовательности действий на месте аварии до прибытия помощи;

• самостоятельно составить схему последовательности действий при уходе группы с места аварии.

Контрольные вопросы.
1. Назовите основные принципы вынужденного автономного существования в природных условиях.
2.Приведите примеры (из жизни, книг или фильмов) оживания людей в природной среде.
3.Какие качества помогают выжить людям, попавшим в беду?
4. Какие первоочередные действия необходимо предпринять потерпевшим бедствие в безлюдной местности?
5. В каких случаях принимают решение оставаться на месте?
6. В каких случаях принимают решение об уходе с места аварии?

1. Схемы «Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях» (учебник, с. 5). «Что надо делать в первую очередь, если вы потерпели бедствие при аварии транспортных средств» (учебник, с. 6).

2. Видеофильм «Если вы заблудились в лесу»

Удивительное мужество проявил, оказавшись один на один е тайгой, двенадцатилетний мальчик Саша Корминкин. 3 июля 1985 г. он отправился с друзьями в поле собирать морковь. Быстро закончив работу, ребята разбрелись по тайге в поясках грибов и ягод. Саша не заметил, как исчезла тропинка. Он спустился к протоке в полной уверенности, что она приведет его к лагерю. Но ошибся. Он долго шел не останавливаясь, ожидая каждую минуту, что вот-вот появятся домики деревни. Но тайга становилась все гуще, все темнее.

Он понял, что заблудился. Переночевав под густой елью, он подкрепился ягодами, напился из ручья в снова тронулся в путь. Прошел еще один день. За ним еще два. Казалось, тайга никогда не кончится. А тут еще встреча с медведицей, которая едва не привела к катастрофе. Но, пожалуй, самым страшным испытанием был гнус. Неисчислимые полчища мошек, комаров одолевали его днем и ночью. Лицо опухло от укусов. Щека» Шея, лоб превратились в сплошную кровоточащую маску. Но он упорно Шел вперед, охлаждая время от времени лицо мокрыми ладонями. На десятые сутки началось болото. На другой стороне виднелась избушка — значит, люди близко. Но едва он сделал несколько шагов, как провалился по пояс в зловонную жижу. Ухватившись за сук, торчащий из воды, он, собрав все свои силы, сантиметр за сантиметром освобождал тело из плена трясины. Булькая и чавкая, болото неохотно отпускало жертву. Саша выполз на берег и свалился без сил. Еще два бесконечно долгих дня тащился он, едва ступая по земле опухшими, одеревеневшими ступнями. Утром на пятнадцатые сутки перед ним открылась широкая река. Посередине медленно плыла рыбачья лодка. Это было спасение.

Максимальная оценка 10 баллов выставляется за ответ, в котором отмечено следующее (по 2 балла за каждое действие):

1. Перебраться самим и помочь перебраться пострадавшим в безопасное место.

2. Покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования.

3. Оказать пострадавшим первую помощь.

4.Сориентироваться на местности у уточнить свое местонахождения.

5.При неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.

ЗАДАНИЕ 4. (максимальный бал -5)

Перечислите меры безопасности при обращении с оружием.

За правильный ответ 5 баллов (по одному баллу за каждую из 5 позиций)

1) Перед началом занятий необходимо проверить не заряжено ли оружие.

2) При снаряжении магазина внимательно следить , нет ли среди учебных патронов боевых.

3) При прицеливании и производстве выстрела запрещено направлять оружие на людей, независимо от того заряжено ли оно или нет.

4) При стрельбе холостыми патронами нельзя вести огонь в направлении людей находящихся ближе 50 метров от стреляющего.

5) Перед началом передвижения оружие, заряженное холостыми или боевыми патронами, необходимо поставить на предохранитель.

ЗАДАНИЕ 5. (максимальный бал -6)

Напишите, от каких поражающих факторов, оружия массового поражения, в условиях военного времени, защищает эвакуационное убежище. (За каждый фактор 2 балла)

А) ядерный взрыв;

Б) химическое оружие;

В) биологическое оружие.

ЗАДАНИЕ 6. (максимальный бал -4)

Опишите порядок действия военнослужащих, при исполнении гимна Российской Федерации

(по одному баллу за каждую из 4 позиций)

А) Военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку без команды,

Б) командиры подразделений от взвода и выше, кроме того, прикладывают руку к головному убору

В) Военнослужащие, находящиеся вне строя, при исполнении гимна принимают строевую стойку,

Г) при надетом головном уборе прикладывают к нему руку.

ЗАДАНИЕ 7. (максимальный бал -8)

(за каждую позицию 2 балла)

Опишите ваши действия при ушибах.

А) на место ушиба наложить холод,

Б) тугую повязку,

В) обеспечить покой пострадавшему;

Г) доставить его в медицинское учреждение

ЗАДАНИЕ 8. (максимальный бал -3)

Дайте определение «Дневальному по службе».

Дневальный по службе — назначается из солдат. Отвечает за сохранность оружия, ящиков с пистолетами, ящиков с боеприпасами, имущества роты, личных вещей солдат и сержантов

ЗАДАНИЕ 9. (максимальный бал -3)

Дайте определение «Караульной службе».

Караульная служба — предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другим военным имуществом и иных военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне

ЗАДАНИЕ 10. (максимальный бал -10)

Перечислите поражающие факторы ядерного взрыва и дайте их характеристику.

Максимальная оценка10 баллов выставляется за ответ, в котором участником приведены поражающие факторы ядерного взрыва (по 1 баллу только за фактор, 2 балла за его описание)

Поражающие факторы ядерного взрыва:

1. ударная волна

2. световое излучение

3. проникающая радиация

4. радиоактивное заражение

5. электромагнитный импульс

1. Ударная волна — главный поражающий фактор, приводящий к разрушению зданий, сооружений, а также поражению людей. В зависимости удаления от эпицентра, сила ударной волны слабеет.

2. Световое излучение — поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Его источник — светящаяся область, образуемая раскаленными продуктами взрыва. Это излучение распространяется мгновенно и в зависимости от мощности взрыва длится до 20 сек. Вызывает ожоги кожи, поражение временное или постоянное органов зрения и возгорание горючих материалов и объектов. Не проникает через непрозрачные объекты.

3. Проникающая радиация — поток гамма-лучей и нейтронов. Источник — ядерные реакции в боеприпасе в момент взрыва. Продолжительность действия до 20 сек. Вызывает лучевую болезнь.

4. Радиоактивное заражение — вызывают продукты деления ядерного заряда и радиоактивные изотопы, поднимаются в верх с радиоактивным облаком и переносятся по направлению ветра на большие расстояния. Радиоактивные частицы выпадают на землю на многие сотни километров, заражаются местность, здания, посевы, водоемы, а также воздух.

5. Электромагнитный импульс — кратковременное электромагнитное поле, возникающее при взрыве ядерного боеприпаса. Следствием его действия может быть выход из строя радиоэлектронной и электротехнической аппаратуры.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

Оцените статью
Добавить комментарий