Какую окраску имеет этот слой

Ответы

раковина покрыта коричнево-зелёным слоем.

жуки короеды в основном выгрызают кору старых деревьев ускоряя их естественное отмирание. если бы птицы съели всех короедов, то лес бы не смог омолодиться. для молодой поросли не было бы места. если бы ястребы съели всех птиц, уничтожающих насекомых, то расплодившиеся в невиданных количествах насекомые быстро уничтожили бы всю растительность и лес просто вымер бы.

поэтому каждый из потребителей в лесу имеет свою роль в выживании и омоложении леса. уничтожение хотя бы одного звена в цепи потребителей леса к губительным последствиям для него.

корень закрепляет растение в земле,поглощает из почвы влагу и минеральные вещества,снабжает ими все остальные органы растения.корневая система может простираться в почве на большую глубину.корень растёт верхушкой вниз.мі знаем ,что растения поворачиваются к солнцу,а корень на оборот отворачивается от него.

У двустворчатых раковина состоит из двух створок, а у брюхоногих она цельная и имеет вид завитка.

Раковина брюхоногих асимметрична/симметрична (нужное подчеркните).

Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска — беззубки. Снаружи раковина покрыта слоем рогового органического вещества. Обратите внимание на наружный слой. Какого он цвета?
Осторожно соскребите пинцетом наружный слой в любом месте. Что вы видите под ним?

Как вы думаете, какой это слой?

За счет какого слоя достигается основная толщина створок?

За счёт известкового.

Рассмотрите перламутровый слой с внутренней стороны раковины. Чем он отличается от других слоев?

Преломляет свет и имеет блеск.

Таким образом, раковина моллюска состоит из слоев: наружного —органического, среднего — известкового, внутреннего — перламутрового.

У моллюсков раковина растет с краев, поэтому на ней хорошо видны следы годичных приростов. Определите, сколько лет одной из выданной вам раковин.
Зависит от выданной вам раковины

Сравните раковины беззубки и перловицы. Заполните таблицу. Как вы думаете, почему двустворчатый моллюск наших рек получил название «беззубка»?
Створки моллюска ровные, не имеют зазубрин.

Сравнительная характеристика раковин беззубки и перловицы

Признак для сравненияБеззубкаПерловица
Форма раковиныовальная, с одним вытянутым концомовальная, вытянутая
Толщина стенки раковинытонкаяболее прочная
Наличие зубовидных выступов на спинной стороне — +
Наличие эластичных связок+—
Наличие рубцов от мускулов-замыкателей на внутренней стенке раковины++
Возьмите раковину брюхоногого моллюска — прудовика. На раковине найдите устье и завиток. Подсчитайте число оборотов в завитке.
Число оборотов составляет 3. Определите, к какому типу раковин — право- или левозакрученным — относится выданный вам экземпляр. Если при взгляде сверху на вершину раковины обороты завитка закручены но часовой стрелке, то раковина — правозакрученная, если против часовой стрелки — левозакрученная. Раковина прудовика правозакрученная.

Сравните раковины прудовика и катушки. Отметьте признаки, характерные для раковины прудовика, обводя подходящие буквы кружками, а для катушки — квадратами:
а) раковина завита в одной плоскости; (для катушки)
б) раковина завита в разных плоскостях; (для раковины прудовика)
в) завиток совсем не возвышается над устьем или поднимается незначительно; (для катушки)
г) раковина завита в виде конуса с большим или меньшим количеством оборотов. (для раковины прудовика)

Зарисуйте раковины прудовика и катушки.

Сделайте вывод о значении раковины в жизни моллюсков. Из чего образуются раковины?

Раковины образуют один органический слой и два известковых, она выполняет функции защиты и опоры для мышц.

Дайте краткие ответы на вопросы.
Моллюски — в основном водные животные. Но некоторые представители этого типа живут на суше. К какому классу они относятся? Почему одни моллюски могут жить на суше, а другие — нет?

На суше живут брюхоногие моллюски, поскольку дышат они с помощью лёгкого.

На приусадебных участках слизни наносят серьезный вред огородным культурам. Какие методы борьбы с этими моллюсками вы можете предложить?

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Писаренко Надежда Ивановна,

«Строение раковин различных пресноводных моллюсков»

Цель работы: изучить особенности строения раковин пресноводных моллюсков. Выявить черты их сходства и различия, связанные с образом жизни. Познакомиться с многообразием пресноводных моллюсков по их раковинам.

Материал и оборудование: набор раковин двустворчатых (беззубок, перловиц, шаровок, горошин) и брюхоногих (прудовиков, роговой катушки, болотной живородки, битинии) моллюсков, коллекции раковин пресноводных моллюсков, линейки, пинцеты, таблицы с изображениями брюхоногих и двустворчатых моллюсков, схемы строения раковин моллюсков.

Инстру ктивная карточка

Возьмите раковины крупных двустворчатых моллюсков — беззубки и перловицы. Рассмотрите их окраску с внешней стороны. Снаружи раковина покрыта слоем рогового органического вещества. Хорошо видны кольца годовых приростов. Установите приблизительно возраст этих моллюсков. Выясните толщину рогового слоя: в любом месте осторожно соскребите его пинцетом до белого фарфорового слоя. За счет какого слоя достигается основная толщина створок? Рассмотрите перламутровый слой с внутренней стороны раковины. Чем он отливается от других слоев? Какую роль в жизни моллюсков играет раковина?

Пользуясь схемами измерений раковин рис. 1, найдите передний (более широкий) и задний (узкий, заостренный) концы раковин, самую высокую часть — верхушку. С внутренней стороны раковины на перламутровом слое рассмотрите круглые отпечатки мускулов-замыкателей (переднего и заднего). Найдите на внутренней спинной стороне раковины перловицы выросты — зубы, образующие замок, препятствующий смещению створок относительно друг друга. Подумайте, почему у раковины беззубки нет такого замка. Зарисуйте одну створку раковины перловицы и обозначьте: 1 — передний конец, 2 — задний конец, 3 — вершина, 4 — замок, 5 —- отпечатки мускулов-замыкателей.

Рис. 1. Схемы измерений раковин моллюсков:

— катушка (ЛБ — диаметр раковины, ВГ — высота раковины, ДЖ — высота устья, БЕ — ширина устья);

— прудовик (АБ — высота раковины, ВГ — ширина раковины, АД — высота устья, ЕГ — ширина устья, ДБ — высота завитка); 3 перловица, внутренняя сторона левой створки (ПК — передний конец, ЗК — задний конец, В — вершина, СК — спинной край, БК — брюшной край, 33 — зубы замка, ОМ — отпечатки мускулов-замыкателей)

Возьмите раковины брюхоногих моллюсков — прудовика и роговой катушки. На раковине прудовика найдите устье и завиток. Подсчитайте число оборотов в завитке. Определите, к какому типу раковин — право- или левозакрученным — относятся эти экземпляры. Если при взгляде сверху на вершину раковины обороты завитка закручены по часовой стрелке, то раковина правозакрученная, если против часовой стрелки — левозакрученная. Чем отличаются раковины прудовика и катушки?

Определите моллюсков по раковинам. Возьмите набор раковин различных пресноводных моллюсков. По определительным таблицам установите, раковины каких моллюсков перед вами. При определении каждого моллюска записывайте его ход (номера тез и антитез, которые вы принимаете).

Определительная таблица пресноводных моллюсков

Раковина до 3 см длины. Вершина на середине раковины или смещена к более заостренному заднему концу. Окраска желтая, иногда с темными полосами ………………………………………….. 13

Раковина без зубов, тонкостенная. Вершина не выступающая. Поверхность глянцевитая, темно-зе- леного цвета с коричневым оттенком. Длина 7— 20 см Беззубка

Раковина с основным и боковыми зубами, толстостенная. Вершина выпуклая, выступающая. Поверхность гладкая, почти черного цвета с зеленым оттенком. Длина 10— 15 см Перловица

Раковина более 10 мм. Вершина расположена симметрично в середине раковины Шаровка

Раковина менее 10 мм. Вершина смещена от центра к заднему заостренному концу Горошинка

5. Подведение итогов работы: а) письменно ответьте на вопросы в заданиях 1—3; б) составьте список определенных вами моллюсков в систематическом порядке (по классам) с указанием хода определений.

Оцените статью
Добавить комментарий