Камень на могилу положить

Могила Бен-Гуриона.
По еврейской традиции, чтобы почтить память умершего, посетители кладут на могилу небольшие камни. В еврейской интерпретации камень символизирует вечность.

Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться, и время умирать;

время насаждать, и время вырывать насаженное;
Время убивать, и время врачевать;

время разрушать, и время строить;
Время плакать, и время смеяться;

время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни, и время собирать камни;

время обнимать, и время уклоняться от объятий;
Время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.

Книга Екклезиаста или Проповедника

На иудейские могилы принято класть камни в знак памяти, на могиле Шиндлера всегда много камней.

Он завещал, чтобы его похоронили в Иерусалиме.

Его завещание было выполнено. Он был похоронен на католическом кладбище на горе Сион в Иерусалиме.

Шиндлер спас от смерти 1200 человек. Большинство из них уже там же, где и он,но живут на свете 6000 потомков этих спасенных.

И вот «евреи Шиндлера» — так они сами себя называют — считают, что Оскар Шидлер спас 6000 человек.

Камешки — это традиция. Еврейские могилы нельзя сносить. Они должны стоять вечно, Мошиаха дожидаться. Считается, что камнями отмечали места захоронений, чтобы случайно не уплотнить одну могилу другой. Думается, что камешек — еще и дань уважения разрушенному Храму. Можно долго копаться в мидрашах смыслов, но в наше время камешек — просто знак внимания еврея к еврею, пусть даже «нехорошему», пусть даже выкресту. Я видела камешки на могилах Александра Галича в Сен Женевьев де Буа и Хаима Сутина на Монпарнасе. Крест и камень, иконка и цветок, почему нет? Камешек как поклон и признание в любви. Что
уж говорить о могилах Гейне (на Монмартре) или Модильяни (на Пер-Лашез), там горы камешков.

А.Городницкий

Камни на еврейских могилах

Много раз объясняли мне это, и все же неясно пока мне,-
Почему не цветы на могилы евреи приносят, а камни?
Потому ли, что в жарких песках Аравийской пустыни,
Где в пути они гибли, цветов этих нет и в помине?

Потому ли, что там, где дороги души бесконечны,
Увядают цветы, а вот камни практически вечны?
Или в том здесь причина, что люди стремятся нередко,
Снявши камень с души, передать его умершим предкам?

Потому ли, что Бог, о идущих к нему вспоминая,
Эти камни горячие сыпал со склона Синая,
Где над желтой рудой, в голубой белизне пегматита
Прорастали слюдой непонятные буквы иврита?

Может быть, эти камни — осколки погибшего храма,
Что немало веков сберегают потомки упрямо?
К ним приходят потом, как к стене неизбывного плача,
Вспоминая о том, кто уже невозвратно утрачен.

А скорее, и в этом, возможно, основа идеи,
Эти камушки — часть каменистой земли Иудеи,
Чтобы всюду усопшие, где бы они ни лежали,
Вспоминали Отчизну, откуда их предки бежали.

Много раз объясняли мне это, и все же понять я не в силах,
Почему только камни лежат на еврейских могилах?
Я не знаю причины, но, верный традициям этим,
И холодной зимой, и неласковым питерским летом
На Казанское кладбище, к старой раскидистой ели,
На могилу родителей камни несу я в портфеле.
Никаких не скажу над могилой родительской слов я, —
Принесенные камни у их положу изголовья.

Постою над плитой, над водою невидимой Стикса,
Подчиняясь крутой позабывшейся воле инстинкта.
И когда под плиту эту лягу я с предками рядом,
Под осенним дождем, под весенним прерывистым градом.

Принесите мне камушки тоже — неважно какие,
Но желательно все же, чтобы был среди них рапакиви.
Потому что порвать не могу я связующей нити
С этим городом вечным, стоящим на финском граните,
Где родился когда-то и вновь, вероятно, усну я,
Чужеродную землю наивно приняв за родную.

Откуда пошла эта традиция?

Раби Калонимус, “Бааль а-нес”, похороненный на еврейском кладбище у подножия Масличной горы рядом с могилой пророка Захарии, чудом спас евреев Иерусалима от последствий кровавого навета. Арабы убили одного из своих детей и подбросили труп во двор синагоги. Дело было в шаббат, но раби Калонимус сознательно пошел на его нарушение. Он написал одно из Святых Имен Б-га на клочке пергамента и положил его на лоб убитого ребенка. Вокруг собралась грозная толпа арабов, готовых учинить погром. И тут произошло чудо. Мальчик встал и молча указал на своего настоящего убийцу. Евреи были спасены. Но раби Калонимус сам вынес себе приговор за нарушение шаббата. Он велел, чтобы после его смерти каждый, кто пройдет мимо его могилы, бросил в нее камень. Благодарные евреи по-своему выполнили указание мудреца и своего спасителя. Приходя на кладбище, они бережно клали камень в горку других камней, скопившихся на его могильной плите. Так возник обычай класть камни на еврейскую могилу, принятый всей диаспорой.

Поскольку для этой горной породы применяются такие названия, как «Еврейский камень», «еврейские письмена», обстоятельство сходства букв иврита и элементов текстуры камня пегматита замечено довольно давно.

На тех частях кладбищ , где захоранивают староверов(старообрядцев), мы встретим только белые кресты с отсутствием имен, дат рождения и смерти. на каждой такой могиле, согласно их верованиям лежит камень, иногда весомый, а порой чуть больше кулака.

Похоронно-обрядовая причеть старообрядцев забайкалья конца xx в. — Т. И. Матвеева
«запрещено было устанавливать оградки на могилах: «это щас же ограду делают, тумбы. а раньше только один крест ставили. больше ничего, йот он должен на страшный суд с гроба вылезти, гроб забрать и крест. а теперь как он поташшит? оградка вон какая жалезная» (с.а. варфоломеев, 1930 г.р., с. никольское). если оградки все же ставились, то калитку до сорока дней оставляли открытой, чтобы душа могла свободно перемещаться. необходимо отметить \ другую, оберегающую, роль оградки. считалось, что если в доме в течение сорока дней произошло несколько смертей, то на оградку вешался замок, и покойник уже не мог забрать с собой близких. замок также вешался на оградки грешников и людей, при жизни, по мнению сельчан, занимавшихся колдовством.

На старых кладбищах семейских сохранились могилы с надгробными камнями . по словам Е.С. Павлуцкой из С. Шаралдай Мухоршибирского района, раньше в дом, где находился покойник, заносили камень и ставили его под иконостас. После сорока дней камень вывозили на кладбище и устанавливали на могиле покойника. душа, по поверию, «спасалась» в этом камне. в с. Куготы этого же района нам объясняли, что это для того, чтобы умершему на том свете легче было нести камень. первоначальный смысл установки надгробных камней со временем претерпел изменения, но действия остались неизменными. наряду с камнем на старых могилах семейских встречаются колодки — часть дерева, использованная при изготовлении домовины, голубцы — двускатные домики (см. цв. вкл.). со временем на могилах стали устанавливать кресты»

В связи с этими традициями, колдовство, которое как известно, всегда щелку найдет, стало использовать такие камни в порчельной работе.
Эти отчитанные камни пользовались успехом для сотворение водочной опойки на пьянство и на смерть. Так же брались сии камни с могил и подкладывались под постель жертве для покражи души и смерти. Семь камней с могил использовались на извод рода и хозяйства. подброшенные на участок они приводили двор и хозяйство к полной разрухе, а род весь сходил на нет друг за другом. если камни брались с женских могил, то безвременно уходили все женщины, если с мужских -то мужчины, в возрасте 30-35 лет , в следующем поколении в юношестве, подростковом возрасте и во младенчестве.
Камень положенный между вольтами навек разбивал семьи, так же делались порчи на вдовство.

Вопрос: Я посещал недавно могилу моей матери и заметил, что на некоторые надгробия на кладбище были положены маленькие камни. Каков смысл этого?

Ответ: Некоторые утверждают, что обычай класть камешки на надгробие относительно нов. Но хоть это и не обязательно всеобщий обычай, на самом деле это действительно старинная еврейская практика, которая восходит по крайней мере к временам средневековья, а, возможно, и к более ранним.

Почему так делают? Есть ряд причин, объясняющих этот обычай, как на базисном уровне, так и на более эзотерическом.

Помещая камешек на могильной плите, мы выражаем уважение к умершему, показывая другим людям, что эту могилу недавно посетили. Увидев камешки, они поймут, что эту могилу часто навещают, и, заинтересовавшись тем, кто там похоронен, возможно, сами ее посетят.

На более мистическом уровне, Талмуд говорит, что чтение надписи на надгробии может отрицательно повлиять на способность человека изучать Тору. Хотя каббалисты объясняют, что в принципе это остережение относится только к выпуклым надписям, которые рельефно выступают на поверхности надгробия, а не к тем, которые выгравированы в нем, рабби Йосеф-Юзпа Хан (1570-1637) приводит традицию о том, что возложение камня на могильной плите также помогает избежать любых нежелательных последствий от чтения надписей на надгробии.

А как пишет рабби Соломон Муцафи, размещение камня служит своего рода приглашением для искры души умершего спуститься и пребывать у могилы в течение визита.1

Оцените статью
Добавить комментарий