Ленинградским карбюраторным заводом выпускается большое количество карбюраторов семейства К-16А для различных двигателей специального назначения.
Базовой моделью семейства является карбюратор К-16А, схема которого представлена на рис. 90. Он устанавливается на пусковые двигатели ПД-10М-2 тракторов Липецкого, Алтайского, Минского, Волгоградского и Харьковского тракторных заводов.
Карбюратор К-16А по внешнему виду несколько отличается от своего предшественника К-16. На плоской боковой части карбюратора К-16 была сделана надпись: После запуска дизеля закрыть крышку. На карбюраторах типа К-16А поплавковая камера
круглой формы, а надпись перенесена на крышку приемного патрубка карбюратора. Кроме того, на всех карбюраторах типа К-16А небалансированная поплавковая камера.
Корпус карбюратора К-16А выполнен за одно целое с поплавковой камерой и диффузором. Все дозирующие элементы карбюратора размещены в корпусе карбюратора.
Корректировка состава горючей смеси осуществляется совместной работой главной дозирующей системы и системы холостого хода.
Главный топливный жиклер 5, выполненный заодно с распылителем, размещен в центре корпуса карбюратора под резьбовой пробкой 6. Распылитель главной системы своим верхним концом выходит в узкую часть диффузора.
Топливный жиклер холостого хода / расположен также вертикально в канале холостого хода с левой стороны карбюратора. Проход топлива к выходным отверстиям 3 и 5 холостого хода осуществляется по горизонтальному каналу 4, который выполнен на одном уровне с осью главного воздушного канала. Этот же канал вторым концом выходит в приемный воздушный патрубок и до топливного жиклера является воздушным каналом системы холостого хода. Топливо в жиклер холостого хода 1 идет по каналу непосредственно из колодца 7 до главного жиклера.
Регулировочный винт холостого хода 2 находится в вертикальном канале холостого хода и регулирует непосредственно сечение топливного жиклера. Выходных отверстий в карбюраторе два: одно 5 в задроссельной полости и одно 3 на уровне кромки дроссельной заслонки (в закрытом ее положении). Ось дроссельной заслонки карбюратора расположена вертикально. Нижний конец оси имеет рычаг с шаровым выступом на конце, служащий для присоединения к нему тяги регулятора. На верхней части оси имеется поводок ручного управления дроссельной заслонкой. Ручным поводком можно установить дроссельную заслонку в закрытое или открытое положение.
На корпусе карбюратора нанесены буквы О и 3, указывающие положение поводка при открытой и закрытой дроссельной заслонке. На рычаге оси сверху установлен упорный винт дроссельной заслонки, служащий для регулировки минимальных оборотов холостого хода двигателя. При завинчивании упорного винта передний конец его упирается в корпус фланца смесительной камеры, ограничивая тем самым закрытие дроссельной заслонки.
При положении поводка, соответствующем полному открытию дроссельной заслонки, последняя освобождается и в зависимости от режима работы двигателя устанавливается тягой регулятора в соответствующем нагрузке положении. Ось воздушной заслонки расположена горизонтально в передней части приемного воздушного патрубка (т. е. перпендикулярно к дроссельной заслонке.) На воздушной заслонке карбюратора имеется отверстие, сечение которого подобрано с таким расчетом, чтобы обеспечить нормальный пуск холодного двигателя.
Приемный патрубок карбюратора после пуска дизеля закрывается крышкой, которая фиксируется резьбовыми барашками.
Поплавковый механизм карбюратора К-16А обычного мотоциклетного типа.
В крышке поплавковой камеры карбюратора смонтированы: утолитель, седло запорного клапана, топливный приемный штуцер, соединительный топливопроводящий болт и топливный фильтр. Топливный приемный штуцер резьбы не имеет и приспособлен для присоединения эластичного бензопровода.
Карбюратор работает следующим образом. При работе двигателя на минимальных оборотах холостого хода максимальное разрежение имеет место в задроссельной полости. На этом режиме работает система холостого хода. Топливо из поплавковой камеры поступает в колодец 7, далее по каналу проходит через жиклер холостого хода / и поступает в горизонтальный канал 4. Здесь оно смешивается с воздухом и в виде эмульсии поступает через выходные отверстия 5 и 3 в задроссельную полость, смешиваясь с основным воздушным потоком. Состав горючей смеси можно изменять посредством регулировочного винта 2 холостого хода.
По мере открытия дроссельной заслонки разрежение в задроссельной полости уменьшается, а в диффузоре увеличивается и в работу вступает главная дозирующая система. При увеличении нагрузки доля топлива, поступающего через главный жиклер, увеличивается, а через систему холостого хода уменьшается.
По скоростной характеристике также работают обе системы, хотя доля топлива, поступающего через систему холостого хода, значительно снижена.
Другие карбюраторы этого семейства несколько отличаются от карбюраторов К-16А.
Карбюратор К-16И устанавливается на двухтактный двигатель Д-300 тротуароуборочной машины и приспособлен для работы с регулятором. Карбюратор работает с воздухоочистителем и поэтому не имеет предохранительной крышки на приемном патрубке. Кроме того, рычаг для присоединения регулятора расположен сверху.
Карбюраторы К-16Б и К-16В предназначены для стационарных четырехтактных двигателей УД-1 и УД-2. В настоящее время эти двигатели сняты с производства, и карбюраторы выпускаются только как запасные части. Эти карбюраторы имеют резьбовой штуцер для присоединения металлического топливопровода и не имеют предохранительной крышки на приемном патрубке, так как приспособлены для работы с воздухоочистителем.
Карбюраторы К-16Г и К-16Д применяются для пускового устройства тракторных двигателей Д-14, Д-24 и Д-28.
На приемном патрубке этих карбюраторов установлена защитная крышка. Дроссельная заслонка карбюратора управляется только ручным поводком и, кроме того, карбюратор имеет нерегулируемую систему холостого хода (вместо регулировочного винта холостого хода ставится заглушка).
Капбюоаторы К-16Е и К-16Ж устанавливаются на двигатели УД-15 и УД-25. На карбюраторах K-16E и К-16Ж регулировочные винты холостого хода размещены во фланце смесительной камеоы в задроссельной полости и регулируют состав горючей смеси путем изменения количества бензовоздушной эмульсии, поступающей из системы холостого хода. Карбюраторы К-16Е и К-16Ж работают с воздухоочистителем и не имеют крышки на приемном патрубке.
На рис. 91 дан общий вид карбюратора К-16Г (Д), а в табл. 5 приведены основные данные карбюраторов К-16А (Б, В, Г, Д, Е, Ж, И).
Карбюратор К-16А на ПД-10М. На двигателях ПД-10М устанавливают карбюраторы марки К-16А или К-06.
Общий вид его показан на рис. а в статье «Пусковой двигатель ПД-10М». Основные части карбюратора — поплавковая 6 и смесительная 11 камеры — выполнены в общей отливке.
Топливо из бачка через отстойник с краном по трубке подводится к штуцеру 12 и по сверлениям в крышке 11 (см. рис. ниже) поступает в поплавковую камеру.
Схема карбюратора К-16А:
1 — рычаг воздушной заслонки; 2 — воздушный канал; 3 — диффузор; 4 — жиклер холостого хода; 5 — винт холостого хода; 6 — эмульсионный канал; 7 — выходные отверстия системы холостого хода; 8 — дроссельная заслонка; 9 — распылитель главного жиклера; 10 — утолитель; 11 — крышка; 12 — фильтр; 13 — болт; 14 — штуцер; 15 — поплавок; 16 — поплавковая камера; 17 и 18 — топливные каналы; 19 — пробка; 20 — колодец; 21 — главный жиклер; 22—воздушная заслонка; 23 — воздушный патрубок
Когда оно поднимется до нужного уровня, игольчатый клапан, поднимающийся вместе с пустотелым латунным поплавком 15, перекроет входное отверстие.
Поплавок по мере расхода топлива опустится и вновь откроет ему доступ. Благодаря этому в камере поддерживается один и тот же уровень топлива. Давление в поплавковой камере постоянное, так как она сообщается через зазор между штоком утолителя 10 и крышкой с атмосферой.
В суженную часть 3 смесительной камеры, называемую диффузором, входит распылитель 9, который через калиброванное сверление — жиклер 21 сообщается с поплавковой камерой. Поэтому, когда двигатель не работает, топливо в распылителе, а также в канале 18 находится на том же уровне, что и в поплавковой камере.
Состав приготовляемой карбюратором горючей смеси зависит от режима работы двигателя.
При пуске двигателя воздушная заслонка 22 прикрыта (положение ее показано пунктиром на рис.).
Поэтому, несмотря на небольшое число оборотов, в диффузоре и канале 6 создается сильное разрежение. Под действием этого разрежения уровень топлива в распылителе и в канале 18 поднимается, и оно обильно вытекает как из распылителя, так и из жиклера 4 холостого хода. В результате перемешивания топлива с воздухом, проходящим в щель между заслонкой и патрубком, получается богатая смесь. Для дополнительного обогащения утопителем 10 нажимают на поплавок. Уровень топлива из-за этого в поплавковой камере повышается, и оно начинает переливаться через края распылителя.
При работе на малых оборотах холостого хода воздушная заслонка 22 открыта, а дроссельная 8 лишь немного приоткрыта. Поэтому разрежения в диффузоре почти нет, и топливо из распылителя 9 не идет. Зато под сильным разрежением оказываются выходные отверстия 7 системы холостого хода. Поэтому топливо через канал 18 и жиклер 4 холостого хода засасывается в канал 6.
Здесь оно смешивается с воздухом, который поступает по воздушному каналу 2, ив виде топливно-воздушной эмульсии выходит через отверстия 7 и распыливается воздухом, проходящим в щель между дроссельной заслонкой и патрубком. В результате образуется обогащенная горючая смесь, состав которой можно регулировать винтом 5. Когда этот винт вывертывают, сечение жиклера увеличивается, и смесь обогащается.
При работе под нагрузкой открыты обе заслонки, поэтому в диффузоре создается сильное разрежение. Под его действием топливо истекает из распылителя 9, подхватывается сильной струей воздуха, проходящей через диффузор, распыливается в ней и частично испаряется.
Если бы карбюратор имел только главную дозирующую систему (канал, жиклер и распылитель), то с повышением нагрузки смесь обогащалась бы непрерывно, так как с увеличением разрежения в диффузоре истечение топлива из распылителя увеличивается в большей мере, чем прохождение воздуха через диффузор.
Поддержание постоянного состава (компенсация) смеси при различных нагрузках в карбюраторе К-16А достигается совместной работой главной дозирующей системы и системы холостого хода.
По мере открытия дроссельной заслонки, т. е. с увеличением нагрузки, уменьшается разрежение в канале 6 системы холостого хода — истечение топлива через жиклер 4 уменьшается. Истечение же топлива через главный жиклер, наоборот, увеличивается. Поэтому при различных нагрузках карбюратор приготовляет смесь приблизительно постоянного состава.
На нижнем конце оси дроссельной заслонки укреплен рычаг 7 (см. рис. в статье «Пусковой двигатель ПД-10М»), соединенный с тягой 3 регулятора. Для ручного управления этой заслонкой служит рычажок 14. А воздушной заслонкой управляют при помощи рычажка 9. Крышка 8 предотвращает попадание пыли в карбюратор. Открывают ее только на время работы пускового двигателя.
Карбюратор К-06. Горючая смесь в нем приготовляется так же, как в карбюраторе К-16А, но при этом топливо к жиклерам подводится не из поплавковой камеры, а непосредственно из бачка, так как карбюратор К-06 беспоплавковый. Когда двигатель не работает, канал, подводящий топливо, перекрыт специальным клапаном. При пуске и во время работы этот клапан открывается с помощью диафрагмы, которая прогибается под действием разрежения, передаваемого из смесительной камеры.
Для предпускового обогащения горючей смеси диафрагму прогибают принудительно, нажимая на стержень утолителя, который размещен в нижней части карбюратора.
Система питания включает в себя топливный бачок с отстойником, карбюратор и топливопровод.
Карбюратор К-16 — однодиффузорный с горизонтальным потоком и со сбалансированной поплавковой камерой. В средней части горизонтального патрубка сделано сужение, образующее диффузор 13 смесительной камеры. Поплавковая камера 14 сверху закрыта крышкой 10, прикрепленной двумя винтами. Поплавковая камера через канал, главный жиклер 11 и распылитель 12 сообщается с диффузором карбюратора. Кроме того, поплавковая камера сообщается через жиклер холостого хода с эмульсионными каналами около воздушной заслонки.
В патрубке 2 карбюратора установлены воздушная 15 и дроссельная 4 заслонки. Со стороны воздушной заслонки имеется крышка 9 с прокладкой /, которая при неработающем двигателе плотно закрывает карбюратор. На оси дроссельной заслонки закреплены три рычага 3, 5 и 6. Нижний рычаг 5 соединен тягой с регулятором, а на рычаге 6 имеется винт 7 для регулировки малых оборотов коленчатого вала. Качество смеси на малых оборотах регулируют винтом 8. Рычаг 3 служит для ручного управления дроссельной заслонкой. Вместо карбюратора К-Ш может быть установлен карбюратор К-16А.
Регулятор — однорежимный центробежного типа. При увеличении числа оборотов валика 10 регулятора шарики 8, находящиеся в пазах ведущего диска 9, расходятся и отодвигают подвижный диск 7 вправо. Последний перемещает палец 6, и двуплечий рычаг 5 поворачивается на оси. Верхнее плечо рычага сжимает пружину 4, уравновешивая центробежную силу, действующую на шарики.
Внешний рычаг 3, закрепленный на одной оси с рычагом 5, через тягу 2 и рычаг / прикрывает дроссельную заслонку, ограничивая тем самым обороты коленчатого вала двигателя.