Однако прогресс не стоял на месте. И если плита еще позволяла претворять в жизнь любые кулинарные изыски, то пришедшая ей на смену керосинка резко сужала фантазию повара. Между тем керосинки, появившиеся в России еще в самом конце XIX века, были по-своему удобны – компактны, независимы от привоза дров. В общем, незаменимы в не сильно обеспеченном и обустроенном быту многих людей, вырванных из своей социальной среды — деревни, мелких провинциальных городков – и попавших волею судьбы в столицы. Керосинка представляла из себя довольно нехитрый прибор. По сути дела, это был резервуар для керосина с фитильной горелкой сверху. Над горелкой устанавливалась конфорка (иногда двухъярусная) для посуды. Выдвигая или, наоборот, уменьшая фитиль, можно было регулировать силу пламени и, соответственно, нагрев продуктов.
Известный нам сегодня только по книгам и фильмам примус был шагом вперед по сравнению с керосинкой. Работал он уже без чадящего фитиля, также на керосине. Для его розжига требовалось с помощью небольшого насосика слегка накачать давление в камере с топливом. Затем прогреть горелку на пламени (для этого спирт наливался я небольшую чашечку и должен был выгореть полностью). И только после этого, открыв подачу топлива, можно было разжечь горелку.
Но даже при этих сложностях примус позволял легче регулировать силу пламени, был более удобен в обращении.
Однако с кулинарной точки зрения все это было просто ужасно. Да, эти приборы относительно быстро нагревали посуду. Но в них практически невозможно было осуществить большинство поварских приемов – пассерование, припускание, тушение. К этому добавлялось и то, что примус не мог работать более 1,5 часов (перегревался и становился взрывоопасным). Так что, технический прогресс сопровождался ассортиментным и качественным сокращением кулинарии.
Вообще же не случайно уже в середине 20-х самыми популярными кулинарными изданиями становятся книги К.Я.Дедриной «Кухня на плите и на примусе» (1927) и Е.Г.Уваровой «Спутник домашней хозяйки. 1000 кулинарных рецептов с указанием, как готовить на примусе» (1927). И хотя ситуация с продуктами к тому времени несколько изменилась, авторы не стесняясь описывают совсем еще недавнее прошлое:
Это к слову пришлось в обсуждении, копирую свою давнюю статейку. И заодно небольшая загадка: зачем в резервуар керосиновой лампы засыпали песок, иногда чуть ли не доверху?
Керосинка, примус и керогаз — разные по конструкции бытовые нагревательные приборы, которые сейчас путают в частности потому, что все они работают на керосине. В то же время примус прекрасно работает и на бензине, спирте, а керогаз — на солярке (дизельном топливе).
Глубина незнания дошла до того, что в словаре синонимов 2010 года примус и керосинка указываются синонимами керогаза, а ресурс "словари на Академике" керогаз определяют как род бесшумного примуса!
В связи с тем, что в СССР были широко распространены коммунальные и просто неблагоустроенные квартиры, не имеющие газоснабжения, а электроэнергия была слишком дорога, чтобы использовать электроплитки, примус был наиболее удобным прибором для приготовления пищи. После 50-х годов примусы стали вытесняться такими приборами, как керогаз, а затем газовые плиты на сжиженном или природном газе, и конечно же электроплиты. В то время как в быту примус практически полностью вышел из употребления, примусы долгое время были популярны среди туристов в связи с компактностью, эффективностью. Тем не менее в последнее время они стали вытесняться небольшими газовыми плитками, работающими на сжиженном газе, находящемся в небольшом баллоне, так как они проще в обслуживании и быстрее разжигаются, а также мультитопливными горелками, способными работать как от газа, так и от бензина.
Самое простое изделие из этой гроссе-тройки — керосинка, которая по сути представляет из себя 1-2-3-х фитильную керосиновую лампу с очень широкими фитилями.
однофитильная керосинка 1900-х годов:
а эту двухфитильную керосинку в сети упорно называют керогазом, хотя на фото открытой керосинки видно два фитиля, да и по количеству регулировочных ручек всё сразу понятно:
и трехфитильная керосинка из алюминиевого сплава:
Положительными качествами керосинок были чрезвычайная простота, удобство зажигания и широкий диапазон регулирования степени нагрева подкруткой фитилей. Минусы — повышенный расход керосина, вонючесть и копоть в силу неполного сгорания керосина.
Примитивность, малый КПД и чисто эстетические недостатки керосинок побуждали к их усовершенствованию, то есть к выпуску разных модификаций, по сути дела, одной и той же конструкции, а также к некоторому видоизменению конструктивного решения этого нагревательного прибора. В числе таких «новых» решений было создание керогаза, уже внешне отличавшегося от керосинки своей солидностью и массивностью.
Керогаз предназначался для людей зажиточных, а главное, располагавших не коммунальной, а собственной кухней в отдельной квартире. Керогазы появились в самом конце 30-х годов и действовали вплоть до середины 50-х годов, а кое-где и в 60-е годы. Главным преимуществом керогаза был его гораздо больший КПД. Он расходовал 80 г керосина в час, чуть больше примуса, но меньше керосинки. Во-вторых, он нагревал 4 литра воды за 55 минут, в то время как керосинка максимум могла кипятить только по 2 литра воды. Наконец, керогаз меньше вонял и был более устойчивым, чем керосинка.
Но на этом скромные преимущества керогаза и кончались. Ведь сам по себе он был «дорогим удовольствием», ибо стоил втрое дороже керосинки. Но, главное, он был сложнее в «управлении». Для разжигания керогаза надо было наполовину разобрать его, то есть снять конфорку и газосмеситель, затем зажечь аккуратно фитиль по всей окружности, ибо сам он не так-то легко вспыхивал, и после этого вновь водрузить газосмеситель и конфорку на место. Подождав около 5-10 минут, пока газосмеситель разогреется, надо было вручную, поворотом фитиля, отрегулировать пламя и только после этого можно было поставить на керогаз то, что надо было готовить: варить, кипятить или жарить.
Но и тут нельзя было спешить. Ведь возня с запачканными керосином и копотью частями конструкции керогаза, их съем и постановка диктовали необходимость после всех этих операций обязательно крайне тщательно вымыть руки, прежде чем приступать к чисто кулинарным действиям. А об этом не только частенько забывали, но и, главное, производили операцию мытья кое-как, чего при пользовании керогазом делать было нельзя. Необходимо было мыть руки по-хирургически, то есть теплой водой с мылом, тщательно, и притом каждый пальчик отдельно. Только в таком случае придание керосинового «аромата» кушаньям исключалось.
Но какая же хозяйка будет мыть пальчики по-хирургически. Она и слыхом о таком мытье не слыхивала! А особенно если керогазом «управляла» не сама хозяйка, а прислуга. Вот почему керогазы, вначале быстро раскупленные обнадеженными потребителями, позднее быстро вышли из употребления и не приобрели популярности в народе, не смогли конкурировать даже с «вонючей консервной банкой», как презрительно называли иногда керосинку.
Те же самые керогазы, только чуть модернизированные и с другим дизайном продаются под названием "Чудо-печь", "Солярогаз". Работают они естественно не только на солярке, но и на керосине, просто керосин сейчас стал менее доступен.
ПРИМУСЫ И. ПАЯЛЬНЫЕ ЛАМПЫ
Паяльная лампа — очень удобный нагревательный прибор, однако она надежно работает только при правильном уходе и требует, осторожного обращения. Как видно ка рисунке 77,
лампа состоит из резервуара для керосина, куда при помощи насоса нагнетается воздух; тройника с запорным краном для распределения и регулирования рабочей смеси; горелки; чашечки для подогрева горелки; горловины и клапана, служащего для выпуска избыточного воздуха из резервуара.
Принцип действия паяльной лампы прост. Воздух, нагнетаемый насосом в резервуар, подает горючее в горелку, где оно сгорает, образуя факел пламени. Чтобы горючее воспламенилось, горелку нужно предварительно нагреть до определенной температуры. Для этого в чашечку под горелкой наливают бензин и поджигают его. Запорный кран в это время должен быть закрыт. Емкости чашечки обычно хватает для достаточного нагрева горелки. Пока горелка разогревается, в резервуар не спеша накачивают воздух. После этого открывают запорный кран, и лампа загорается (рис. 78).
Величина пламени регулируется запорным краном. Чтобы потушить лампу, закрывают запорный кран и выпускают воздух из резервуара через клапан.
Мастеру-любителю могут встретиться лампы различных конструкций и рассчитанные на разное горючее-керосин, бензин, спирт. Наиболее распространены керосиновые лампы. Их ни в коем случае нельзя заправлять бензином или смесью бензина и керосина — может произойти взрыв.
Керосин следует заливать в лампу через воронку с мелкой сеткой. Резервуар нельзя заполнять горючим более чем на три четверти его объема, так как это может привести к взрыву.
Чтобы накачанный в резервуар воздух не выходил, необходимо периодически проверять состояние прокладки крышки заливной горловины и своевременно заменять ее новой. Правильная работа лампы в значительной мере зависит от состояния форсунки, отверстие которой необходимо регулярно прочищать. Подача топлива в горелку иногда задерживается нагаром, который образуется внутри змеевика. Змеевик в этом случае необходимо раскалить и продуть воздухом.
Эта статья — не о том, как что-либо сделать.
Эта статья — просто информация о недавнем времени, уже основательно забытом. И о вещах, основательно забытых, но до боли знакомых обитателям того недавнего прошлого.
Конечно, попав во времена Ильфа и Петрова, попаданец через три минуты разговора выдаст себя как агента Чемберлена. Проколется на бытовых мелочах. Эта статья не поможет ему стать для окружающие своим в период между Мировыми Войнами, но, возможно, ему удастся продержаться в разговоре до четырех минут. Или даже пяти.
Итак — вопрос про то, что тогда даже знали малые дети: чем отличается примус, керосинка и керогаз…
Итак, главное — все три прибора работают на керосине. И только на керосине. Если поднять инструкции ко всем трем — категорически запрещается заливать бензин, да и что-либо иное горючее тоже.
Сначала примус.
Примус — единственный из всех приборов, который работает на избыточном давлении, механически создаваемом в резервуаре.
Давление по тонким трубкам прогоняет керосин около горящей горелки, там керосин превращается в пары и на выходе пары горят в этой же горелке. То есть в примусе горит не керосин — горят пары керосина, выходящие под давлением полторы-две атмосферы.
Как результат — примус шумит. Шумит очень даже знатно, не так громко, как пылесос, но разбудит точно.
Но при этом — хоть жиклер в горелке и очень узкий (постоянно приходится прочищать специальной игрой), но скорость выхода керосина дает значительный объем газа и греет примус хорошо. То есть примус компактные размеры сочетает с большой тепловой мощностью, именно поэтому полно переносных туристских примусов.
Но избыточное давление не только создает достаточный объем газа, но и взрывоопасность — если резервуар разгерметизируется, то керосин оттуда хлещет сильной тонкой струей и, как правило, сразу загорается.
И поэтому же потушить примус просто задув огонь нельзя. Нужно стравить давление и подождать, пока он сам погаснет.
Ну и возни при запуске примуса много. Ведь нужно разогреть систему трубок, чтобы керосин там испарялся — а уже потом примус разжигать. То есть для этого нужно иметь еще и спирт (жидкий или кусочек сухого спирта для туристов).
Примусы работают с 1892 года.
Теперь про керосинку.
Керосинка по устройству — та же керосиновая лампа. Тут тоже есть фитиль, который погружен в банку с керосином и поджигается сверху. Поэтому в керосинке, в отличии от примуса, горят не пары керосина, а сам керосин. Конечно, в жидком состоянии он гореть не будет, но керосиновые пары образуются непосредственно в нижней части пламени — в фитиле, который капиллярами поднимает керосин из бака.
Из всех трех устройств керосинка — самая безопасная. Не опаснее керосиновой лампы, гасить можно просто задуванием, а зажигание не требует танцев с прогревом.
Однако, не все так радужно.
Во-первых — чтобы это все работало, требуется фитиль — расходный материал. И чтобы обеспечить нужный объем тепла — фитиль должен быть очень широкий. И как правило — фитиль не один, а два-три. И за всеми тремя нужно следить, чтобы не погасли и не коптили, это куча органов управления. Но все равно — готовит керосинка медленнее всех остальных. При этом по теории она должна быть более экономичной (теплота сгорания керосина не тратится на его предварительно испарение), но на практике все наоборот. Из-за медленного нагрева очень много уходит просто в воздух, и чтобы вскипятить чайник, керосина понадобится поболее, чем для примуса.
Керосинка — самая старая конструкция, она базируется на конструкции керосиновой лампы 1853 года.
И последнее — про керогаз.
Керогаз — это некий гибрид керосинки и примуса. Он сочетает преимущества как примуса, так и керосинки. И недостатки обоих он тоже собрал.
Принцип действия керогаза в том, что он берет керосин так же через фитиль, но фитиль сам при этом не горит (только во время розжига), а горят пары керосина, получаемые в специальном резервуаре с двойными перфорированными стенками.
Вот на картинке снизу видно, как выглядит современный керогаз изнутри.
Белая полоска в нижней части — это фитиль.
Двойные перфорированные стенки резервуара видны сверху.
Старинные керогазы были посложнее конструкцией, они так не открывались, а внутренний сосуд заталкивали вверх дном в неподвижно закрытый нижний. То есть сначала керогаз нужно было разобрать, открыть кран подачи керосина, подождать пока керосин пропитает фитиль, поджечь фитиль в нескольких местах — и только потом вставлять внутренний сосуд.
Вот на этой схеме конструкция отечественного керогаза более-менее понятна, но конструктивно это могло выглядеть очень по разному.
Главное же — наличие испарительной камеры — газосмесителя, внутри которой и происходит горение. Как видно из фотографии — отверстия для доступа воздуха расположены выше фитиля, поэтому кислород до фитиля не доходит и фитиль, фактически, не расходуется.
Когда был придуман керогаз я не нашел. Но в СССР он появился в 30-х годах прошлого века и поначалу стал очень популярен.
Он расходовал немного керосина, а тепла давал много. Разжигать его было легче чем примус и он не взрывался.
Но потом выяснились и недостатки.
Керогаз для запуска нужно было разбирать. А внутри он был весь в керосиновой копоти.
То есть описываю ситуацию по-другому: При использовании примуса руки пачкаются только когда доливается керосин (это можно и аккуратно) и когда прочищается жиклер, ну и изредка — глобальная чистка. Когда используется керосинка (в которой тоже немало копоти), то эту копоть постоянно очищать не надо, а в большинстве случаев — и касаться руками при розжиге. Когда же используется керогаз, то при каждом запуске его нужно было наполовину разобрать — при этом разбирать и вынимать самые закопченные части (и очень желательно еще и почистить). Руки гарантировано будут грязные и вонять керосином. А вымывать такую копоть сложно (да и мыло денег стоит). Ну и советский человек в состоянии «и так сойдет». Поэтому там, где использовался керогаз, еда постоянно попахивала керосином.
Кроме того — на практике керогазы часто становились очагами пожаров. Уж слишком большой объем керосиновых паров был внутри почти замкнутого объема в керогазе.
Поэтому такой популярности, как примус, керогаз не получил. А там и газовые печи подоспели.
Однако, это в СССР. Но ведь я не зря дал картинку с подписью «современный керогаз», именно такими уставлены многие страны в Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд). Желающие могут купить керогаз в Америке, цены вменяемые, да и выбор большой.
Видно, что там конструкция немного иная, чем в СССР, все-таки 50 лет прошло, усовершенствовали.
Сейчас эти все перечисленные тонкости уже забылись.
И «примусом» называют все компактное, в котором горит керосин. И если посмотреть предложения туристических магазинов, то зачастую на керосинках висит бирочка «примус». Увы и ах — нет насоса — нет примуса, принцип действия иной.
Если попаданец оказался во времени, когда уже появились керосиновые лампы (то есть в продаже уже есть керосин для населения), но еще нет примуса — то примус можно было бы придумать.
Однако, примус достаточно сложное устройство, а ведь чтобы получать прибыль, оно должно быть еще и технологичным в производстве. Я не верю, что обыкновенный попаданец сможет освоить такое производство на местных технологиях, это задача не на один год.
Что же касается керогазов, которые по конструкции слегка проще примусов, то тут вопрос другой — а когда они в реальности появились? Я подозреваю, что временной зазор тут был крайне мал, просто слишком долго они набирали популярность.