Класс точности в машиностроении

В зависимости от требований, предъявляемых к тому или другому механизму, узлу, машине, их детали могут быть выполнены с различной степенью точности. Так, например, детали сельскохозяйственных машин можно изготовлять менее точно, чем детали токарных станков, которые изготовляются в свою очередь с меньшей

точностью, чем детали измерительных приборов. Иначе говоря, одна и та же посадка может быть выполнена с различной точностью.

Государственным стандартом в системе допусков для машиностроения предусмотрено 10 классов точности (для размеров от 1 до 500 мм).

Пять из них 1,2,2а, 3, За — более точные, имеющие наименьшие допуски; два класса — 4 и 5 — менее точные;

остальные три — 7, 8 и 9 (6-й класс в системе отсутствует) — имеют наибольшие допуски и предназначаются для несопрягаемых размеров.

Способы обработки деталей в зависимости от классов точности

В машинах и механизмах, работающих на больших скоростях (детали станков, тракторных, автомобильных и авиационных двигателей, электромашин и т. д.)

То же для малоответственных деталей автомобилей, тракторов, сельско-

Калибровка и доводка малых отверстии, хонингование, тонкая расточка, притирка и доводка больших отверстий

Чистовое развертывание, точное чистовое шлифование, протягивание, прошивание и хонннгование

Развертывание, протягивание, шлифование

Расточка чистовым резцом, развертывание, шлифование —

Тонкое шлифование, притирка, доводка, полирование

Точное чистовое шлифование, чистовая обточка

Чистовое шлифование и обтачка

Прессовая 1 -я, 2-я, глухая, тугая, плотная, напряженная, скользящая и движения

Все посадки, кроме прессовок

1- й и прессовой

Глухая, тугая, напряжения, плотная и скользящая Прессовая 1-я,

2- я, 3-я, скользящая, ходовая

Высший из классов, применяемых в машиностроении

Наиболее распространенный в машиностроении класс точности 2

Продолжение табл. 3

Применение хозяйственных, текстильных машин и т. п

Для малоответственных деталей автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных, текстильных машин и т. п.

Расточка резцом, черновое развертывание, шлифование

Чистовая обточка валов больших диаметров и шлифование малых диаметров

В сельскохозяйственном машиностроении, паровозо — и вагоностроении, в сопряжениях штампованных деталей и т. д.

Точное сверление одним сверлом по кондуктору, двумя сверлами, зенкерование

Прессовая скользящая, ходовая, широкоходовая, легкоходовая

Скользящая и ходовая

Для сопрягаемых де-

По этим классам

талей не применяют

отливка в землю

Применяют только при изготовлении дета-

обдирка, отливка, отрезка

пуски на свободные (несопрягае-

лей с допускаемыми грубыми отклонениями от номинальных размеров

Для определения, к какому классу точности относится та или иная посадка, у ее условного обозначения проставляется в виде индекса соответствующая цифра. Например, глухая посадка первого класса точности обозначается Г1; ходовая четвертого класса точности — Х4; прессовая 2-я третьего класса — Пр2з и т. д.

Только посадки второго класса точности не имеют цифрового обозначения; например обозначение Пр указывает на прессовую посадку второго класса точности;

обозначение Т — на тугую и т. д. Но посадки класса точности 2а, как и других классов, имеют условное обозначение и цифру; например тугая посадка класса точности 2а обозначается Т2а

Виды погрешности обработки. Понятие о случайных и систематических погрешностях.

Для правильного функционирования изделий необходимо чтобы назначались отклонения не только на размеры, но и на форму и расположение поверхностей.

Под отклонением от правильной геометрической формы или расположения поверхности понимают отклонение реальной детали от номинальной, т.е. заданной чертежом: ∆=Аизмтреб.

Читайте также:  Карта глубин ока белоомут

В основу нормирования положен принцип прилегающих прямых, окружностей, плоскостей, поверхностей и т.д.

Само отклонение оценивается наибольшим расстоянием от прилегающей поверхности до реальной по перпендикуляру.

Причины возникновения отклонений формы:

Овальность – износ посадочных поверхностей подшипников.

Огранка – бесцентровое шлифование.

Конусность – износ инструмента.

Бочкообразность – при обработке длинных тонких валов.

Седлообразность – при обработке коротких толстых валов.

Обозначение отклонений формы и расположения поверхности.

А – нормальная точность — 60%Т

В – средняя точность – 40%Т

С – высокая точность – 25%Т

Отклонения формы цилиндрических поверхностей, их нормирование и примеры обозначения на чертежах допусков формы цилиндрических поверхностей.

Овальность Огранка Некруглость

Конусообразность Бочкообразность Седлообразность

В большинстве стандартных систем допуски во всех К. т. определяют на основе единицы допуска i , зависящей от номинального размера. Например, для гладких цилиндрических соединений единица допуска (в мкм ) при размерах 1‒500 мм равна: i = 0,5 (в общесоюзной системе ОСТ), i = 0,45 + 0,001 (в международной системе ИСО), где d ‒ среднее значение номинальных размеров (в мм ) для данного интервала, в пределах которого допуск принимают постоянным. Для каждого К. т. при подсчёте допуска выбирают определённое число единиц допуска, которые составляют геометрическую прогрессию обычно со знаменателем 1,6, реже 1,25 или 2. В каждой системе допусков существует несколько К. т. Они обозначаются порядковыми номерами. Обычно номер К. т. возрастает с увеличением допусков. Например, в системе допусков ОСТ для цилиндрических соединений при размерах от 1 до 500 мм имеются К. т.: 1, 2, 2а, 3, 3а, 4, 5, которые используют, как правило, для сопрягаемых размеров, и 7, 8, 9, 10 ‒ для неответственных, так называемых свободных размеров. Установлены также классы точнее 1-го, обозначаемые (в порядке уменьшения допуска) 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02 и предназначенные для измерительных средств (калибры, концевые меры) и деталей в особо точных соединениях (посадки прецизионных подшипников). В системе ИСО ‒ 18 основных К. т. (иногда их называют квалитетами), обозначаемых номерами 01, 0, 1, 2. 16.

К. т. устанавливаются на некоторые изделия в целом. В этом случае на машину, прибор или узел разрабатывают стандарты, в которых определяют допуски основных эксплуатационных показателей, а также др. свойств изделия, влияющих на точность его работы. Например, К. т. металлорежущего станка определяют отклонения размеров и геометрической формы поверхностей деталей, обработанных на этом станке, а также предельные погрешности базирующих поверхностей станка, предельные погрешности взаимного перемещения рабочих органов станка и т.п.; К. т. подшипников качения ‒ предельные погрешности вращения подшипников, а также точность выполнения их монтажных поверхностей.

К. т. ‒ важная эксплуатационная, технологическая и экономическая характеристика изделия, определяющая степень приближения параметров изделия к их расчетным значениям. От К. т. зависят точность сборки, трудоёмкость и стоимость изготовления, выбор оборудования для обработки и контроля. К. т. может влиять на выбор материала изделия, его конструкцию и др. свойства.

Лит. см. при ст. Допуск .

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Классы точности (в машиностроении)" в других словарях:

КЛАССЫ ТОЧНОСТИ (в машиностроении) — КЛАССЫ ТОЧНОСТИ, в машиностроении применявшиеся в СССР характеристики точности изготовления деталей. Заменены квалитетами (см. КВАЛИТЕТ) … Энциклопедический словарь

Читайте также:  Как стирать льняной пиджак

КЛАССЫ ТОЧНОСТИ — в машиностроении применявшиеся в СССР характеристики точности изготовления деталей. Заменены квалитетами … Большой Энциклопедический словарь

классы точности — I средств измерений, обобщённая характеристика средств измерений, служащая показателем установленных для них государственными стандартами пределов основной и дополнительной погрешностей и других параметров, влияющих на точность. II (в… … Энциклопедический словарь

Классы точности — I Классы точности средств измерений, обобщённая характеристика средств измерений, служащая показателем установленных для них государственными стандартами пределов основных и дополнительных погрешностей и др. параметров, влияющих на… … Большая советская энциклопедия

Допуск — в машиностроении, интервал, в котором допускается отклонение числовой характеристики параметра от его номинального (расчётного) значения. Д. задают на геометрические параметры деталей машин и механизмов (линейные и угловые размеры, форму… … Большая советская энциклопедия

Подшипник — качения с неподвижным внешним кольцом Подшипник (англ. bearing)(от слова шип) изделие, являющееся частью опоры или упора, которое поддерживает вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в… … Википедия

Точность — I Точность системы автоматического управления, одна из важнейших характеристик систем автоматического управления (См. Автоматическое управление) (САУ), определяющая степень приближения реального управляемого процесса (УП) к требуемому.… … Большая советская энциклопедия

Технологический процесс — (Process) Определение технологического процесса, типы технологического процесса Определение технологического процесса, типы технологического процесса, правила процесса Содержание Содержание Определение . Понятие технологического процесса Основные … Энциклопедия инвестора

средства — 3.17 средства [индивидуальной, коллективной] защиты работников: Технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения [2].… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

категория — 3.1 категория: Класс или группа объектов, обладающих одними и теми же общими качественными характеристиками. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

По общесоюзным стандартам на допуски и посадки принято 13 классов точности: 1; 2; 2а; 3; 3а; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10 и 11. Первый класс самый точный. Другие классы имеют меньшую точность (в порядке убывания). Так в 1-м классе интервал допуска между предельными размерами самый узкий и оба предельных размера близки к номинальному. В других классах точности допуск увеличен. Установление нескольких классов точности позволяет применять в производстве наиболее простые методы обработки деталей в соответствии с назначением.

В зависимости от назначения детали изготовляются с тем или иным классом точности.

По 1-му классу точности изготовляют особо точные детали, например детали приборов, измерительных инструментов, кольца шарикоподшипников. Этот класс точности вследствие чрезвычайно небольшого предела отклонений от номинального размера имеет ограниченное применение, так как для получения такой точности требуются специальные особо точные приборы и приемы обработки.

2-й класс точности является основным и применяется в точном машиностроении. По этому классу точности обрабатывают наиболее ответственные детали металлорежущих станков, автомобилей, тракторов, комбайнов, текстильных, обувных и многих других машин и механизмов.

3-й класс точности широко применяется в тяжелом машиностроении, тракторостроении и комбайностроении. По этому классу точности обрабатываются, например, рабочие поверхности гильз цилиндров.

Читайте также:  Картины из фетра своими руками схемы шаблоны

Класс точности 2а является промежуточным между 2 и 3-м классами, а класс точности За — промежуточным между 3 и 4-м классами. Промежуточные классы точности находят применение в некоторых отраслях промышленности, где не требуется высокая точность.

4-й класс точности довольно широко распространен и применяется при изготовлении деталей с относительно большими допусками, например не ответственных деталей сельскохозяйственных машин, паровозов и др.

5-й класс точности применяется при грубой обработке деталей. По этому классу обрабатываются многие детали сельскохозяйственных машин и некоторые детали тракторов и комбайнов и различных грубых механизмов.

7, 8, 9, 10 и 11-й классы точности имеют самые большие допуски на изготовление, и в силу этого отклонения фактических размеров детали от номинального размера могут быть весьма значительными. С такими классами точности изготовляются детали, не имеющие сопряжений, т. е. заготовки, поковки и литье.

Системой допусков определяется строгий порядок условий изготовления и приема деталей в отношении допустимых отклонений их действительных размеров и форм от заданных.

Введение системы допусков потребовало от промышленности изготовления взаимозаменяемых деталей.

В связи с тем что существует международная торговля машинами, приборами и прочими предметами машиностроительного производства, создана единая международная система допусков.

Система допусков подразделяется на две основные системы — систему отверстия и систему вала.

В системе отверстия основным элементом является деталь с отверстием (условно называют просто отверстие). Эта система характеризуется тем, что в ней для всех посадок одного и того же класса точности при одинаковых номинальных размерах предельные размеры отверстия остаются постоянными. Осуществление различных посадок (зазоры и натяги) выполняется за счет соответствующего увеличения или уменьшения предельных размеров вала (рис. 65, а). Система отверстия обозначается условно буквой А.

Рис. 65. Системы допусков:

а — система отверстия: 1 — неподвижные посадки, 2 — вал основной, 3 — подвижные посадки; б — система вала: 1 — неподвижные посадки, 2 — отверстие основное, 3 — подвижные посадки

В системе вала основным элементом является вал. Эта система характеризуется тем, что в ней для всех посадок одного и того же класса точности при одинаковых номинальных размерах предельные размеры вала остаются постоянными. Осуществление различных посадок (зазоры и натяги) достигается за счет соответствующего увеличения или уменьшения предельных размеров отверстия (рис. 65, б). Таким образом, при системе вала допуск всегда будет направлен в сторону уменьшения вала. Система вала обозначается буквой В.

ГОСТ приняты и система вала, и система отверстия. Предприятия выбирают ту или иную систему, исходя из экономической целесообразности.

Система отверстия имеет некоторые преимущества перед системой вала и наиболее распространена на заводах, производящих станки для обработки металлов, дерева, небольшие точные станки и приборы, различные двигатели и т. п. При работе по системе отверстия требуется меньше режущего и измерительного инструмента, так как все отверстия обрабатываются мерным инструментом, который не требует настройки станка на размер обрабатываемого отверстия.

Кроме того, пригонка вала к отверстию значительно проще и дешевле, чем пригонка отверстия к валу. Однако в некоторых случаях более целесообразно применять систему вала.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector