Клейма на угольных утюгах

4 июля 2017 года

Уважаемые собиратели утюгов и просто увлеченные люди. В текущей заметке хочется поделиться маленькой своей работой по изучению утюгов Каслинского чугунолитейного завода и артели им. Куйбышева. Не все мне еще здесь до конца понятно. Может и есть ряд неточностей или ошибок, но я думаю вы меня поправите. Все равно с чего-то нужно начинать.

Пусть это будет первая небольшая статейка с фото про каслинские утюги. Часть информации взята из интернета.
Остальное — плод моей небольшой работы в интернете. Часть фото взята с аукционов, где продаются утюги. Есть фото из музея утюгов в Лихославлицах (Великий Новгород), есть утюг из коллекции Анатолия Щукина.
Год выпуска утюга определялся на основании клейма. Клейма на изделиях Каслинского завода появились примерно в 1850 г. Установлены различные типы заводских клейм в зависимости от времени изготовления, но при этом в сигнатуре клейма всегда неизменным остается присутствие базового клейма с названием завода.
В 1922—1928 гг. в соответствии
с Ленинским планом монументальной пропаганды на Каслинском заводе скульптором
К.А. Клодтом были отлиты небольшим тиражом кабинетные
скульптура и бюст В.И. Ленина, барельеф с
портретом Ф.Э. Дзержинского, печные дверки с
революционно-агитационной символикой и несколько небольших предметов бытового
характера. Как правило, эти предметы еще не имеют систематического клеймения,
но в редких случаях на некоторых из них может стоять первое советское клеймо в
виде прямоугольной рамки с сокращенным названием завода, годом отливки предмета
и изображением двух маленьких пятиконечных звездочек с двух сторон.

С 1937 г. после восстановления тиражного
производства художественных изделий начинается систематическое клеймение всех
вещей новым советским клеймом, которое имеет несколько модификаций. В клеймах
обязательно присутствует прямоугольная рамка с сокращенным названием завода,
иногда включается год отливки изделия или изображение пятиконечных звездочек.
По традиции в этот период на многих вещах ставится фамилия формовщика. В 1940-е гг.
к клейму добавляется отдельная прямоугольная рамка с годом отливки предмета, и
на некоторых экспортного характера изделиях появляется надпись «Made in the Soviet Union».
В 1950-е гг. из сигнатуры клейма
окончательно исчезает фамилия формовщика, и вместе нее проставляется его
индивидуальный цифровой код. Поэтому имеется вроде одинаков утюгов с надписью
УРАЛ КАСЛИ и цифра (117, 5, или 7) что и является цифровым кодом. Все эти
тонкости и помогают определить примерный год выпуска утюга.
Поэтому прошу почитать, помысли, добавить свои комментарии.

Утюг угольный

Клеймо на внутренней стороне крышки: «МИТ. З-Д.». Клеймо (выпуклое) с внутренней стороны боковой стенки: «8». Клеймо (вдавленное) с внешней стороны боковой стенки: «8».

пос. Песоченский, Тульская обл., Митинский чугунолитейный завод ; 1930–1940 гг.
19.5×10.5×22.5
КП-1975

Читайте также:  Картина из жидкого стекла

Получив вопрос, когда он стал собирать утюги, владелец музея Юрий Кваша шутит: когда старинный бабушкин десятикилограммовый утюг чуть не упал на ногу. «Лет семнадцать назад начал собирать самовары и медную утварь, но потом заметил, что к утюгам отношение у многих проще, могли и подарить. Тогда старые железные утюги использовали как пресс, для засолки капусты в бочках, рыбаки — в качестве якоря для лодки. Я покупал их на барахолках, в антикварных магазинах, даже в отпуске за границей — на блошиных рынках. Собирая коллекцию утюгов, начал интересоваться их историей», — вспоминает Юрий. Когда же утюги стали «теснить» хозяина дома, он решил открыть музей и рассказать посетителям о верном спутнике человека, который существенно облегчил его быт.

style=»width:100%; max-width:750px;»>

Богато живёте!

«Старые утюги помогают понять жизненный уклад разных поколений», — уверен владелец музея. Конечно, сегодня в каждой семье есть утюг, да и не один, а раньше на Руси утюг был дорогим удовольствием, мерилом достатка, раз есть эта вещь у семьи, значит, живут богато. В таких семьях утюг нередко стоял на самом видном месте на кружевной салфетке рядом с самоваром, чтоб все видели. Ну а кому он был не по карману, разглаживали бельё рубелем (из дерева твердой породы, чаще всего, из березы). У северных народов рубели были очень красивые — с вырезанными по ручке затейливыми узорами.

Ткани тогда ткали вручную, они были грубыми, стояли колом после стирки, поэтому гладить было необходимо. Глажка мятого белья происходила с помощью скалки (на которую хозяйка наматывала бельё) и рубеля, который называли ещё пральником, ребраком, раскаткой. Женщина катала скалку рубелем по столу вперёд-назад, чтобы его рёбра касаясь ткани, разминали и удаляли складки. А ещё бельё гладили «гавками» — стеклянными шарами, донышками стеклянных бутылок, даже железными кружками с горячей водой.

Давным-давно

Но самым древним утюгом можно считать тяжелый плоский камень. На его ровной поверхности раскладывали влажную одежду, сверху придавливали другим плоским камнем. Высыхая в таком положении, одежда «теряла» часть складок. Древние греки придумали, как плиссировать ткани с помощью нагретого металлического прута (типа нашей скалки). Римляне же буквально выбивали все морщинки из своей одежды металлическим молоточком.

Читайте также:  Как сшить простынь из двух кусков ткани

В средневековье использовали приспособление, напоминавшее обычную сковороду с высокими бортиками. Её наполняли углями и тыльной стороной гладили одежду. Конечно, это было неудобно и опасно — вылетали искры, появлялись даже дырки, но зато белье становилось более мягким и гладким.

Среди экспонатов музея есть утюг напоминающий ковш с ручкой. На Руси в такой наливали кипяток и гладили. Были они на кораблях, где запрещалось использовать угли из-за угрозы пожара.

В печь и на белье

Но всё же самыми простыми и распространенными утюгами были нагревательные, перед использованием их разогревали в печи. Вес мог быть от одного до десяти килограмм. В прачечных стояла даже специальная странной формы чугунная печь -буржуйка, которая служила для нагрева нескольких десятков таких утюгов. Для разогрева литых чугунных утюгов на открытом огне или в горячей печи требовалось не меньше получаса. Позже их стали делать пaрными — с одной съемной ручкой на два чугунных основания, чтобы пока одним гладишь, второе — нагревалось, так процесс ускорялся.

Некоторые чугунные утюги украшали орнаментом, были они дорогим, передаваемым по наследству удовольствием. Отливали их также из меди, латуни, реже использовали дорогие сплавы, на изделия ставили клеймо мастера или артели.

Конфигурация утюга была совершенно разной – в форме паровоза, птиц, людей, например, представлен в музее утюг в виде петуха, у него труба (для пара) – это голова с хвостом. Есть экспонат из Германии с трубой в виде головы дракона.

Для знатных особ на заказ изготавливали утюги замысловатых форм с инкрустациями медью или даже серебром по железу. Из дерева вытачивали фигурные ручки. Красивые узорчатые утюги выпускали с 18 века в уральском городе Касли, который славился своим чугунным литьём.

Постоянно шел процесс усовершенствования приспособлений для глажки. Например, как ни нагревали цельнолитые утюги, но они быстро остывали, поэтому придумали паровые утюги с трубой и угольные под названием «русская печь». Внутрь корпуса мини–печки закладывали раскалённые угли, а для лучшей тяги по бокам делали отверстия (порой такой утюг еще имел трубу), внизу поддувало за счет чего держалась тяга как у русской печки.

Когда угли остывали, чтобы их вновь разжечь, в отверстия надо было дуть или размахивать этой чудо-печкой из стороны в сторону. А так как старинные «углевые» утюги были тяжёлыми (порой до пятнадцати килограмм), глажка была занятием сложным физически.

Читайте также:  Коврик с серебряными иголками

Для профессионалов

Особое значение придавали выпуску профессиональных портновских утюгов, они были совершенно разных форм и размеров. Без этих незаменимых помощников портным «не сутюжить» вещь, «не пристукнуть» по толстому шву. Для тонких тканей и разглаживания кружев, оборок, манжет и других мелких деталей одежды отливали маленькие с пол ладони утюжки, какие использовали в швейных мастерских и прачечных. Для области рукавов и драпировок было приспособление: на одном конце — яйцеобразный утюжок, на другом – узкий длинный. Даже для глажки перчаток были специальные длинные чугунные изделия: как руки с четырьмя пальчиками. Для плиссировки ткани придумали утюги – гофраторы, их неровная поверхность покрыта зубчиками. Позже создали специальные утюги и для придания формы головным уборам. На такое сооружение надевали шляпу, включали электричество, и создавалась необходимая форма и объём.

Чтобы сделать процесс глажки более приятным, в 1868 году выпустили музыкальный утюг, который работал по принципу шарманки – при работе он издавал мелодичный звук. Ручки этих музыкальных утюжков украшала резьба, разноцветная эмаль и роспись.

От спирта к электричеству

В конце девятнадцатого века домохозяйкам предложили спиртовые утюги. Принцип устройства немецкого изобретения был как у керосиновой лампы – в металлическую колбочку, крепившуюся к утюгу, заливали спирт, его пары поступали по трубочке внутрь, при горении выделялось необходимое количество тепла. Но в России не могли «переводить водку почём зря», да и стоил спиртовой утюг целых десять рублей, тогда как простой чугунный всего рубль. Для сравнения, в то время аренда меблированной комнаты в столице (да еще с отоплением и самоваром) стоила пять рублей.

Тогда домохозяйкам предложили газовые утюги с принципом работы как у газовых плит. От горящего газа нагревалась гладильная подошва утюга. Увы, использовать такие «приборы» было опасно, утечка газа приводила к взрывам и пожарам.

Новым этапом в развитии утюга стало появление электричества. Если первые модели были небезопасны — били током, то новая конструкция электроутюгов со спрятанной внутри корпуса спиралью, была надёжно изолирована и оказалась столь удачной, что и сегодня почти без изменений применяется в современных моделях. В течение двадцатого века производители работали лишь над небольшими усовершенствованиями некоторых элементов прибора. Например, в тридцатые годы появился терморегулятор, который при достижении необходимой температуры, отключал нагревательную спираль. В конце семидесятых видоизменились подошвы утюгов, на смену простым металлическим пришли стеклокерамические, позволившие значительно облегчить процесс утюжки. Впрочем, возможно, история утюга еще не закончена, и будут придуманы новые усовершенствования, которые еще больше облегчат наш быт.

«>

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector