Вкл. и Выкл. с помощью переключателей
Когда ваша рука выключает свет в комнате, вы просто отсоединяете контакты, через которые ток идет к лампе на потолке. Так работают все ключи: контакт замыкается, чтобы пропускать ток, и размыкается, чтобы останавливать его.
При выключении фонарика ключ переводится в положение "Выкл", при котором контакт в цепи разрывается, и ток через ключ не поступает. При включении соответственно (положение "Вкл.") контакт замыкается и образует путь для тока.
Ручные фонарики, обычно, оснащаются скользящими, или ползунковыми, переключателями. Такой переключатель скользит в направляющих и замыкает или размыкает цепь. На рис. изображены и другие типы переключателей (тумблеры, кулисный и лепестковый переключатели).
Все они выполняют одну и ту же функцию, поэтому желательно сразу определить, какой из них будет наиболее удобно найти и использовать в очередном изделии. К примеру, ползунковый переключатель удобно применять для монтажа на гладкой и круглой ручке фонарика благодаря его эргономической форме, а тумблер будет эффективнее на стационарном приборе на рабочем месте.
Существуют еще и обычные кнопочные переключатели. Они бывают трех видов.
- Нормально замкнутые без фиксации: кнопка, нажатая на таком переключателе, размыкает контакт.
- Нормально разомкнутые без фиксации: кнопка, нажатая на переключателе, замыкает контакт.
- Переключатели с фиксацией: кнопка, нажатая один раз, замыкает контакт, нажатая повторно — размыкает его.
В электронике кнопочные переключатели наиболее часто применяются для запуска или прекращения работы какой-то схемы. К примеру, нормально разомкнутая кнопка обычного дверного звонка при нажатии заставляет его звонить.
Простые переключатели, речь о которых шла выше, относятся к так называемым однополюсным однонаправленным ключам, обозначаемым в литературе как SPST (Single-pole single-throw). Не стоит переживать о том, чтобы запомнить все их типы, поскольку принцип работы всегда остается один и тот же: к ключу подводится один провод, а другой выводится из него наружу.
Ну а для того, чтобы просто разнообразить знания о различных типах переключателей, приведем примеры еще и двухполюсных ключей. Тогда как однополюсные переключатели имеют лишь два провода, двухполюсные подсоединяются сразу к трем. Далее: если однонаправленные ключи постоянно замыкают и размыкают только одну пару контактов, то двунаправленные позволяют выбирать, какой именно из пары входных проводов соединить с каким из двух выходных.
Существуют следующие одно- и двухполюсные варианты переключателей.
- Однополюсныедвунаправленные(single-pole double-throw — SPDT). В таких ключах есть один входной и два выходных провода. Переключатели данного типа применяются тогда, когда нужно выбрать, какое из пары устройств должно быть подключено к схеме (к примеру, зеленый светодиод может сообщать людям у кабинета о том, что у доктора свободно, и красный — что занято).
- Двухполюсныеоднонаправленные(double-pole single-throw — DPST). В таких ключах есть уже два входных и всего один выходной провод. Переключатели данного типа применяются для управления двумя отдельными схемами. К примеру, одна из них может питаться от источника 5 В, а вторая — от 12 В. Тогда одним-единственным ключом можно будет включать или выключать сразу обе схемы.
- Двухполюсныедвунаправленные(double-pole double-throw — DPDT). Наконец, в таком ключе есть два входных и сразу четыре выходных провода. Двухполюсный двунаправленный переключатель имеет три позиции. В первой замыкается одна пара выходных контактов, во второй— все контакты размыкаются (иногда, впрочем, подобные ключи не имеют позиции с размыканием). И в третьей позиции со входными контактами замыкается вторая пара из четырех выходных контактов. Ключи данного типа удобно использовать для изменения полярности напряжения постоянного тока, поступающего к двигателю, и, таким образом, управлять направлением его вращения. В одной позиции мотор будет вращаться по часовой стрелке, в другой — против, а в третьей он будет просто выключаться.
Актуально для тех, кто ещё в раздумьях, как подключать кнопку мгновенного действия (без фиксации).
Общая информация
Многие автомобили оборудованы большим количеством кнопок мгновенного действия (без фиксации), которые выполняют самые разные функции. Как ясно из названия такие кнопки проводят ток (сигнал) только тот промежуток времени, пока они нажаты, т.е. как мы убираем палец с кнопки, сигнал с неё моментально прекращается. Если вам нужно реализовать с помощью такой кнопки функцию запуска омывателя фар, то в связке с обыкновенным силовым реле никакие дополнительные изыски не потребуются, но если вам, например, нужно реализовать с помощью кнопки без фиксации долговременную подсветку чего-либо или подать постоянное питание на какой-то электроагрегат, то обыкновенные силовые реле вам в этом не помогут, т.к. они разомкнутся сразу же как прекратится нажатие на кнопку. Как же быть? Вариантов три:
1. Использовать кнопку с фиксацией положения (традиционные "щелкунчики", тумблеры, переключатели и т.д.);
2. Реализовать свою схему с помощью триггеров на транзисторах, что потребует определенных знаний и сноровки;
3. Воспользоваться готовым импульсным реле.
Именно о последнем варианте я хочу рассказать подробнее. Речь пойдет об импульсном реле 23.3777 от ВАЗ-2114.
Импульсное реле 23.3777
Импульсное реле представляет собой электромагнитное реле, срабатывающее от кратковременного импульса тока, или отпускающее и притягивающее якорь в соответствии с импульсами тока.
Подробнее остановимся на импульсном реле 23.3777 (артикул 23.3777 или 2114-3747610).
Как я узнал позже, конкретно это импульсное реле используется не только в ВАЗ-2114, но и во многих других отечественных автомобилях ВАЗ (ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, Нива, Lada Granta, Lada Priora и т.д. Вероятно, и Lada Vesta не исключение) для включения/отключения противотуманных фар.
Хоть на корпусе и заявлено, что "сделано в России", начинка полностью импортная.
Как видно на фотографии выше в составе схемы присутствует автомобильное электромагнитное реле LQ-12 фирмы Rayex Electronic, проводящее максимальный ток в 20 А при постоянном напряжении 12 В. Таким образом пропускная способность импульсного реле 23.3777 по току — 20 А, что достаточно много.
Клеммы и штекер
Артикулы ни клемм, ни штекера по отдельности мне найти не удалось, но они были в свободном доступе на авторынке (г. Санкт-Петербург, ул. Фучика, 17).
Цена как и на прочие компоненты, относящиеся к отечественному автопрому, вполне лояльная. Суммарно за 6 клемм и 1 штекер вышло 56 руб.
Как подсказал Роман в своём комментарии, колодка с проводами в сборе фирмы Cargen доступна под заказ по артикулу AX-340-6.
Цена на момент покупки была 69 руб.
Распиновка импульсного реле 23.3777
Распиновка подключения шестиконтактная, при этом фактически требуется подключить только пять из них. Все номера контактов есть на самом корпусе реле.
Распиновка по контактам следующая:
1 — рабочий контакт ("+" силовой линии, замыкающий реле);
2 — сигнальный контакт ("+"; не используется, если подключен контакт 6);
3 — служебный контакт (постоянный "-" или подключение на массу);
4 — рабочий контакт ("+" силовой линии, замыкающий реле);
5 — сигнальный контакт (минусовой импульс, управление с кнопки мгновенного действия);
6 — сигнальный контакт ("+"; не используется, если подключен контакт 2).
На контакте 6 или 2 должен присутствовать "+". При появлении (даже кратковременном) на контакте 5 минуса реле изменяет состояние контактов 1 и 4 (замыкает или размыкает реле). Т.е. если контакты были разомкнуты — замыкает, если замкнуты — размыкает. Контакт 3 нужен для функционирования схемы реле, выводится на постоянный минус или массу.
Важна полярность подключения к контактам 6 (или 2) и 5. При изменении полярности реле не работает.
Есть еще один существенный нюанс. Для управления реле отключаться и подключаться должен минус на контакте 5, при отключении плюса на контакте 6 (или 2) реле возвращается в разомкнутое состояние. При последующем подключении плюса, с заранее поданным на 5 контакт минусом, реле не срабатывает.
Таким образом получается, что управление с кнопки мгновенного действия происходит только по минусу. Кнопка с фиксацией, подключенная к контакту 6 (или 2), позволит управлять по плюсу, но при каждом включении/отключении кнопки потребуется размыкание минусового контакта 5.
Схема реализации
В автомобиле Hyundai Solaris младшей и средних комплектаций две основные кнопки мгновенного действия, на которые предпочтительно подключать дополнительные опции — кнопка отключения ESP (артикул 93350-4L000RY) и кнопка подогрева руля (артикул 93380-4L000RY). Подробнее о них и их распиновке я уже писал в посту о блоке регуляторов.
В моём случае кнопка подогрева руля была использована для реализации подсветки области ног. Схема ниже.
Подробнее о самой реализации расписано тут.
Спасибо за внимание! Удачи в модификациях!
Кнопки DS коммутируют цепи сигнализации, питания и управления с номинальным напряжением переменного тока от 125 до 250В и силой тока до 0,5А.
Кнопки выполняют два вида коммутации – включение и отключение. Соответственно контактная группа состоит из замыкающих и размыкающих контактов. Включения и отключения производятся в одном или двух направлениях.
Кнопки DS имеют цвет клавиш красный, синий и зеленый. Крепятся кнопки путем фиксации в отверстии на панели при помощи резьбы. Степень защиты – IP40.
Характеристики, маркировка, устройство и размеры кнопок DS указаны ниже. Наша компания гарантирует качество и работу кнопок в течение 2 лет с момента их приобретения. Это подкрепляется необходимыми документами по качеству.
Окончательная цена на кнопки DS зависит от количества, сроков поставки, производителя, страны происхождения и формы оплаты.