Командоаппарат вятка автомат 16

Блог о электронике

Сдохла тут у меня стиральная машина. Вятка Автомат 16, если кто еще помнит этот гроб. Лет 16 проработала отлично, а тут ее переклинило. Судя по симптомам накрылся командоаппарат.

Если кто не в курсе, то командоаппарат это пра-пра-дедушка микроконтроллеров. Маленький моторчик через редуктор крутит вал с выступами, а он замыкает или размыкает контакты. Электромеханическая шарманка.

Система надежная, дубовая, но не вечная — сдохли контактные группы в шарманке, мелодия стирки прервалась. Погуглил и нарыл циклограмму программы стирки для Вятки-16 где буквально посекундно было расписано когда и какой контакт замыкается. Чтож, где наша не пропадала!

Все просто, мега8, несколько буфферов ULN2003 и десяток релюшек, а также пультик с индикатором и парой кнопок. За вечер, под пиво, была собрана вот такая конструкция:

На следующий день конструкция, цель которой переключать релюшки по приказу с компа и с кнопок, была продана заказчику. Древняя Вятка выкинута на свалку, а на вырученыне от разработки девайса деньги куплена новая, современная, экономичная и компактная стиральная машина.

А какая же связь между этой схемой и стиральной машиной? А никакой! 🙂 Я и не собирался я страдать херней в попытке отреставрировать безнадежно устаревший хлам. Лучше потратить свое время на более продуктивное занятие 🙂 Чего и вам советую.

З.Ы.
Наверняка будут вопросы о том где находить клиентуру. Секрета держать не буду. Во первых в интернете. На форумах бывают проскальзывают темы.
У меня, например, на форуме есть темы для потенциальных разработчиков, где они могут оставить свое резюме и контактную инфу и для тех кому надо разработать что нибудь электронное. Но заказчик в интернете может жить территориально далеко, а удаленно разработать железку, да еще в отстутсвии четкого ТЗ (а редко у кого оно бывает не в виде «хочу чтобы тут оно крутилось, а потом взыы и мигало лампочкой»).

А если в родном городе, то я, поначалу, основную массу заказчиков ловил в магазинах радиодеталей. Заходишь в какую нибудь лабаз и внимательно смотришь кто там есть. Если видишь, что кто то пытается на пальцах обьяснить продавцу что же ему надо, но не потому, что продавец валенок, а потому что сей покупатель сам не шарит толком в предмете — то стоит прислушаться к разговору. Возможно наш клиент! Тут же можно невзначай вклиниться в разговор, помочь сообразить что все же нужно, а там легко и выпытать решаемую проблему и тут же, прикинув в голове решение, выкатить потенциальному клиенту свои соображения. Если грамотно и красиво все расписать — клиент твой 🙂

Второе хлебное место — расклады и каталоги Мастер-кита. Смотришь, стоит какой нибудь мужичок и смущенно так с задумчивым видом (это важно!) перебирает эти унылые наборы пытаясь решить свою техническую проблему. Тоже потенциально наш клиент 🙂 Конечно, тут нужно прокачать скилл «Общение» на максимум, а также уметь внятно выражать свои мысли. Так что букам по жизни такой способ не светит.

Ну и никогда не помешает завести дружбу с продавцами в тематических магазинах, чтобы на любой запрос о разработке они скармливали вашу визиточку. Удивительно, но именно к продавцам радиодеталей часто обращаются в попытке скреативить узкозаточенное техническое решение.

А одного постоянного клиента я нашел вообще прикольно. Ставили мне в квартиру сигналку. Приехали ЧОПовские монтажники, достали свое барахло… тут гляжу у них плата одна жуткого вида — дорожки от руки, да вся канифолью заляпана. Спрашиваю мол что за дерьмо, хотите я вам круче сделаю — показываю свои джедайские платы. Ну чуваки подофигели, а я получил постоянного заказчика.

А дальше сарафанное радио, постоянные клиенты и жить стало проще, жить стало веселей 🙂

З.З.Ы.
Да, а я уже отошел от частных заказов. Беру их все реже и реже, скорей в порядке исключения — основной упор я делаю на сайт и на собственное производство. Та же плата Pinboard уже близится к сотому проданому экземпляру. А частная разработка хоть и прикольное занятие, но сжирает много времени которое хотелось бы все же пустить на свои проекты. Но для того чтобы вырваться из круга дом-работа-дом-работа подохдит идеально.

Читайте также:  Ковер с оленями ссср фото

Именно опираясь на частные заказы я когда то смело бросил работу на дядю и ушел в свободное плавание. Ничуть не жалею об этом.

З.З.З.Ы.
Где то меня адски продуло, так что башка трещит, насморк и похоже температура. Так что ничего серьезного от меня в ближайшие дня два три ждать не следует. Буду отсыпаться и гнать 🙂

165 thoughts on “Мистер ремонт”

Беру книжку, читаю. Понимаю, что что то не то. Любую.
А хотелось бы знать и асм на 5+, и микроконтроллеры авр на 5++.
Я бы тоже занимался частными заказами.
Мне нравится это все. А особенно, когда за это еще и деньги дают…

Лучше делай. Читать надо по ходу, применительно к процессу. Начни все подряд автоматизировать, всякие электронные приколы делать. Наработаешь опыт, появится уверенность, ну а там и клиенты будут 🙂

Одной из часто встречающихся причин, приводящих к отказу стиральной машины «Вятка-автомат», является выход из строя обмотки электродвигателя (ЭД) в приводе командоаппарата. В ремонтных мастерских обычно такую неисправность устраняют методом замены. Причем предпочитают иметь дело не с обновлением перегоревшей дешевой обмотки и даже не с «захандрившим» электродвигателем, а с дорогостоящим командоаппаратом (КА), в составе которого все это находится как не подлежащий разборке «монолит».

Сложный агрегат заменяется целиком, о финансовых расходах клиента никто не печется. Не удивительно, что владелец испортившейся стиральной машины стремится отремонтировать ее своими силами, не считаясь ни со временем, ни с отсутствием опыта.

А ведь L1, которую надо лишь перемотать, есть не что иное, как катушка (рис. 1а) многополюсного электромагнита, насаженного на ось и являющегося ротором электродвигателя. Следует также учесть другие, осложняющие ремонт факторы. В частности, то, что на конце ротора имеется шестерня. Разумеется, есть у ЭД и статор — своеобразный, штампованный. Электродвигатель крепится к командоаппарату (рис. 1б) тремя штырями, входящими в отверстия в корпусе КА и немного развальцованными с тыльной стороны.

Рис. 1. Перегорает катушка (а), но в мастерской ее не ремонтируют, а предпочитают идти на замену всего сложного и дорогостоящего «монолита» (б) новым командоаппаратом с входящим в него электродвигателем:

1 — каркас катушки; 2 — обмотка; 3 — вывод (2 шт.); 4 — электродвигатель; 5 — корпус командоаппарата; 6 — ось ручки выбора программы; размеры d, D и H — в соответствии с конкретной моделью стиральной машины

При разборке данного агрегата необходимо проследить, чтобы токоподводящие жилы не отсоединились от клемм. Названная предосторожность продиктована не только и не столько хлопотностью восстановления ненароком разомкнувшихся контактов, сколько трудностями отыскания самих отключившихся клемм.

Перед снятием корпуса ЭД на нем и на корпусе КА целесообразно нанести контрольные метки, которые позволят впоследствии правильно собрать всю конструкцию с новой L1, намотанной самостоятельно. Вставив в зазор между разъединяемыми узлами отвертку и слегка нажав на нее, можно отделить двигатель от командоаппарата и достать перегоревшую обмотку. Но делать это нужно осторожно, чтобы не потерять обгонную муфту — небольшую пластмассовую деталь, находящуюся между корпусом ЭД и якорем.

Самое большое неудобство заключается в том, что обмотка залита пластмассой. И нужно приложить немало сил, чтобы, удалив все лишнее, сохранить с минимальными повреждениями сам каркас.

Если же это не удастся, то придется по размерам прежнего, штатного склеить новый каркас (см. рис. 1а). А в качестве исходного материала воспользоваться тонким гетинаксом или стеклотекстолитом. Вполне приемлем и плотный электротехнический картон — прессшпан.

Заводская (сгоревшая) катушка намотана очень тонким проводом. Воспроизведение абсолютно такой же, наверное, лишено смысла. Тем более, что малая толщина штатного обмоточного провода и послужила, скорее всего, причиной возникновения отказа.

Читайте также:  Карликовая береза в ландшафтном дизайне

Новую катушку наматывают (до заполнения каркаса) проводом ПЭТВ2-0,14. Выводы же выполняют достаточно прочными и гибкими, для чего используют многожильный МГШВ или его аналоги. В противном случае концы L1 могут ломаться под влиянием сильных вибрационных нагрузок, возникающих при работе стиральной машины. По этой же причине нельзя оставлять незакрепленными длинные, провисающие проводники.

Так как сопротивление новой L1 получается гораздо меньше, чем у прежней, имевшей номинал, приблизительно равный 10 кОм, подключение отремонтированного ЭД производится через токоограничительную RC-цепочку (рис. 2). Конденсатор и резистор прикрепляются (например, изоляционной лентой) к жгуту проводов, подходящих к командоаппарату. Делается это с учетом необходимой вибростойкости и механической прочности, характерных для узлов, испытывающих на себе негативное влияние интенсивных вибраций при работе. Особое внимание обращается на обеспечение должной надежности электрических соединений.

Рис. 2. Особенности включении самодельной катушки L1, у которой провод толще, а витков меньше, чем у штатных аналогов

Рис. 3. С выбором программы — никаких проблем

Приходится учитывать и другие «нюансы». В частности, что штыри корпус ЭД перед сборкой немного подпиливаются, а после — расклепываются для обеспечения необходимой прочности прежнему «монолиту»: двигателю-командоаппарату. Разумеется, нельзя забывать и о своевременной установке на место обгонной муфты.

Самостоятельно отремонтированный двигатель работает ничуть не хуже нового, обеспечивая нормальное функционирование командоаппарата и всей стиральной машины.

Помимо перегорания обмотки ЭД привода командоаппарата встречается у «Вятки-автомата» еще одна весьма каверзная неисправность: при отказе датчика — реле температуры начинает интенсивно кипеть вода в баке. Как следствие деформируются и выходят из строя передняя панель и ряд других деталей стиральной машины, изготовленных из не очень теплостойкой пластмассы.

Складывающуюся аварийную ситуацию усугубляет мощный нагреватель. Потребляемый им 10-амперный ток коммутируется непосредственно датчиком — реле температуры ТНЗ типа ДРТ-6-90. Возможно, последний и рассчитан на такую нагрузку, но никакого резервного запаса, похоже, не имеет. Работа в предельно тяжелом токовом режиме приводит к спеканию контактов датчика, а штатного отключения нагревателя при достижении водой температуры 90 °С не происходит. Отсюда недопустимый перегрев бака вместе с его содержимым. К тому же становятся ненадежными и контакты самого командоаппарата.

Перечисленных неприятностей можно избежать, если изменить схему подключения нагревателя, введя в нее симистор VS1 (рис. 4а). Так как при работе на последнем рассеивается значительная мощность, его необходимо устанавливать на радиаторе, имеющем теплоизлучающую поверхность около 500 см 2 . Сам симистор желательно выбирать с запасом по току и предельному рабочему напряжению, ведь трудиться ему придется при достаточно жестком температурном режиме, когда окружающая среда зачастую прогревается до 90 °С. Помимо ТС122-20 (ТС122-25), указанных на принципиальной электрической схеме, вполне приемлемыми здесь могут считаться и менее мощные полупроводниковые приборы. Например, симисторы ТС112-16 групп 7 (12).

В любом случае симистор крепится на радиаторе, который привинчивается двумя винтами М5 к пластине из 4-мм стеклотекстолита. А та, в свою очередь, устанавливается на кронштейне (держателе) основного двигателя. Соответственно, в держателе выполняются для этого два отверстия М6 (рис. 4б). Радиатор получается надежно изолированным от корпуса двигателя. И это немаловажно, ведь напряжение между корпусом и радиатором может доходить до 220 В.

Рис. 4. Встраивание симистора VS1, продляющего эксплуатационные ресурсы нагревателя и терморегулятора, в принципиальную электрическую схему (а) и в реальную конструкцию (6) стиральной машины «Вятка-автомат»:

1 — кронштейн основного двигателя; 2 — винт М6 (2 шт.); 3 — изоляционная плата (стеклотекстолит s4); 4 — винт М5 (2 шт.); 5 — радиатор; 5 — симистор

Рис. 5. Стиральная машина теперь не подведет

Дополнительный резистор номиналом 510 Ом имеет мощность 2 Вт. Для его распайки предусматриваются специальные стойки, закрепляемые на диэлектрической пластине.

Вся конструкция должна быть рассчитана на работу в условиях высокой вибрации и температуры, доходящей при кипячении белья до 90 °С. Требования к соединительным проводникам: сечение (в перерасчете на медь) — не менее 1,5 мм2, крепление — прочное, зятяжка в клеммах — надежная, обеспечивающая должный электрический контакт.

Стиральная машина с таким усовершенствованием (рис. 5) внешне ничем не отличается от своих штатных аналогов. У меня она надежно «трудится» вот уже более семи лет.

Читайте также:  Как самому сделать схему для вышивки крестом

В интернете существует множество информации относительно инструкции стиральной машины вятка автомат, однако практически нет сведений по поводу ее ремонта. В данной статье мы расскажем, как подключить двигатель автомата устройства вятка к схеме с контактами и произвести мелкие ремонтные работы.

Инструкция по эксплуатации стиральной машины Вятка автомат

Прежде чем переходить непосредственно к ремонтным работам, рассмотрим пошаговую инструкцию по эксплуатации стиральной машины разновидности вятка автомат:

  1. Подключите агрегат к сети.
  2. Опустите шланг слива в ванную или раковину.
  3. Отвинтите вентили водопроводные, которые присоединены к шлангу.
    Обратите внимание! В инструкции стиральной машины вятка автомат указано, что перед первым использованием агрегата, его следует хорошо промыть проточной водой с порошком и только потом переходить к стирке вещей.
  4. Положите вещи в барабан устройства и закройте внешний люк. При этом вес загруженного белья не должен превышать полтора килограмма.
  5. В дозатор засыпьте порошок и при необходимости другие средства, которые предназначены для стирки. Для этих целей используйте препараты, которые практически не пенятся.

Важно! В руководстве по эксплуатации стиральной машинки вятка автомат четко указаны следующие меры предосторожности, которые пользователи должны соблюдать во избежание травмирования и возникновения пожара:

  1. Не осуществлять ремонтные работы при включенном агрегате;
  2. Запрещено применять аппарат при снятых задней и верхней крышками;
  3. Пользоваться агрегатом при повреждении электрического шнура;
  4. Производить заземление устройства от водопроводов или отопления.
  5. Выполнять регулировку узлов и ремонтные работы при отсутствии определенных знаний в этой сфере.

Ремонт стиральной машины Вятка автомат своими руками

Наиболее распространенной причиной поломки агрегата является выход из строя командоаппарата электродвигателя стиральной машины. В мастерских такие работы выполняют методом замены вышедшей из строя детали. Стоит такая процедура достаточно дорого, поэтому не каждый может ее себе позволить. Для таких людей мы представляем инструкцию подключения электродвигателя к схеме автомата агрегата вятка.

Ремонт и схема подключения двигателя

Схема подключения двигателя разновидности вятка автомата является одной из главных деталей программатора, которую обязательно следует учитывать при ремонте. Сам электродвигатель состоит из двух катушек реверса, которые создают направление вала кручения.

Двигатели на вятку ставят разные, однако их технические параметры мало чем отличаются. Скорость реверса составляет 2200 оборотов в минуту, а отжим 450 оборотов. Клеммы на моторах стоят пяти или шести контактные.

Однако схема подключения двигателя к устройству вятка машины автомат в обоих случаях одинаковая. Рассмотрим ее:

При правильном подключении мотор хорошо стартует в 2 стороны. Единственное, что нужно учитывать в этом случае, это реверсирование направления вращение выполняется только при полной остановке вала, поскольку обмотка не способна выдерживать большие токи. Также следует учитывать, что термический контакт нужно отключать при работе агрегата на морозе. Поскольку они имеют свойство разрываться при перепадах температуры, это касается и перегрева.

Разбор, осмотр и ремонт командоаппарата

При разборке устройства особое внимание нужно уделить отсоединению токопроводящих жил от клемм. Данная мера предосторожности указана в инструкции и продиктована проблемой в отыскании отсоединенных клемм.

Перед отсоединением корпуса двигателя вятка от схемы подключения машины автомата нужно нанести на него метки, которые в итоге дадут возможность правильно собрать устройство.

Сама катушка обмотана тонким слоем провода. Изготовление точно такой же детали не имеет смысла, поскольку именно в тонкости провода и заключается причина возгорания. Новою деталь обматывают проводом ПЭТВ2. По инструкции сами выводы должны быть прочными. Для этих целей применяют МГШВ и его аналоги. Эли этого не сделать, то концы провода могут сломаться под воздействием сильных вибраций при отжиме. Именно поэтому нельзя также оставлять длинные незакрепленные концы проводников.

Ремонт командоаппарата стиральной машины своими руками довольно непростая работа, которая требует от пользователя наличия определенных навыков и умений. Однако при большом желании справится с ним в состоянии даже новичок. Для этого необходимо тщательно изучить инструкцию по эксплуатации агрегата и изложенные выше рекомендации.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector